С.Л. Шараков

Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, г. Великий Новгород, 173007, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье обозначена связь между духовным опытом Ф.М. Достоевского и художественной формой его произведений. Указывается на формирование христианского символического мировидения писателя в период работы над повестью «Записки из подполья» (1864). Представлены особенности христианского символа в его отличии от знака. Автором делается вывод о сверхпредметном характере христианского символа, в связи с чем выдвигается понятие аскетического символизма, предполагающего символическую структуру внутреннего мира человека, его сознания. Символическое строение сознания выявляется через различение двух уровней – первичного и вторичного. Кроме того, отстаивается тезис: христианское символическое миросозерцание Ф.М. Достоевского – основание его художественного мышления, что порождает новый для писателя тип символизации. Базируется данное утверждение на сравнении символизма русского писателя с принципами символизации в гностицизме и немецком идеализме. Автор намечает также связь идей повести «Записки из подполья» с богословскими построениями А.С. Хомякова, анализирует мотив живой и мёртвой веры, при этом основное внимание сосредоточивая на характере христианского символизма.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, христианский символизм, естественный разум, мотив живой и мёртвой веры, «Записки из подполья»

Литература

  1. Фудель С.И. Наследство Достоевского // Фудель С.И. Собр. соч.: в 3 т. – М.: Рус. путь, 2005. – Т. 3. – С. 5–176.
  2. Степанян К.А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени. – М.: Яз. славян. культуры, 2013. – 368 с.
  3. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Предметная и аскетическая составляющие средневекового символизма // Историко-философский ежегодник. – М.: Наука, 2006. – С. 76–100.
  4. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976. – 367 с.
  5. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Яз. рус. культуры, 1996. – С. 146–160.
  6. Аверинцев С.С. Символ художественный // Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. – Киев: Дух і літера, 2006. – С. 386–394.
  7. Миллер Т. Византийская экзегеза // Патристика. Новые переводы, статьи. – Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. – Вып. 1. – С. 204–253.
  8. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о страхе Божием и о любви Божией // Творения Святителя Игнатия. Аскетические опыты: в 2 т. – М.: Сретенский монастырь, 1996. – Т. 2. – С. 52–76.
  9. Тоичкина А. Поэтика символа в «Божественной комедии» Данте и в «Записках из Мёртвого дома» Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. – 2013. – № 30, ч. 1. – С. 83–108.
  10. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. – Paris: YMCA-PRESS, 1980. – 563 с.
  11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – 960 с.
  12. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры господина Лоранси // Хомяков А.С. Сочинения богословские. – СПб.: Наука, 1995. – С. 57–105.
  13. Хомяков А.С. По поводу сочинений Латинских и Протестантских // Хомяков А.С. Сочинения богословские. – СПб.: Наука, 1995. – С. 163–228.
  14. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу окружного послания Парижского архиепископа // Хомяков А.С. Сочинения богословские. – СПб.: Наука, 1995. – С. 107–162.
  15. Касаткина Т.А. Комментарий к повести «Записки из подполья» // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 9 т. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – Т. 2. – С. 730–745.

Поступила в редакцию

03.12.16


Шараков Сергей Леонидович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник филиала «Дом-музей Достоевского в городе Старая Русса»

Новгородский государственный объединённый музей-заповедник

Кремль, д. 11, г. Великий Новгород, 173007, Россия

E-mail: ssharakov@yandex.ru


Для цитирования: Шараков С.Л. Христианский символизм в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 154–162.

For citation: Sharakov S.L. Christian symbolism in the F.M. Dostoevsky's novel “Notes from Underground”. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 154–162. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.