Е.В. Синцов

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, 420066, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье представлена рецепция универсальной нарративной стратегии в произведениях Н.В. Гоголя (циклы повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», «Петербургские повести», пьесы «Женитьба» и «Ревизор», поэма «Мёртвые души»). В центре внимания тип литературного героя – маленький человек, возникший в первой трети XIX в. в русской литературе. Выявлено, что основой формирования таких образов всегда становится резкое несовпадение внешних форм существования персонажа (обыденно-бытовые пространства) и его подлинной сущности (глубинные особенности личности в её возможных связях с общечеловеческими ценностями и мистическими измерениями). Такой разительный контраст создаётся на основе двух важнейших нарративных приёмов: 1) мозаичного перечисления особенностей героя и его существования в реальных пространствах; 2) неожиданного прерывания наррации или её перехода в совершенно иные смысловые плоскости. Установлена связь такой стратегии со стремлением Н.В. Гоголя запечатлеть основополагающую художественно-философскую концепцию маленького человека, основанную на абсолютном несовпадении «кажимого» и «явленного». Кроме того, описана возможная ориентированность на определённые читательские реакции, которые предвосхищал писатель-классик. Сделаны выводы, что Н.В. Гоголь сформировал систему диалога с воспринимающим, которая базируется на резком переходе от созерцательно-ироничной позиции к глубокой интуитивной эмпатии читающего, способного в одно мгновение прозреть изумляющую загадку души персонажа, её почти не выразимой словом тайны (моменты относительного предстояния героя Другому).

Ключевые слова: Н.В. Гоголь, нарративная стратегия, маленький человек, «кажимое», «явленное», автор, позиция воспринимающего, концепция

Литература

  1. Фесенко Э.Я. Русская литература ХIХ века в поисках героя. – М.: Акад. проект, 2013. – 653 с.
  2. Бочаров С.Г., Дерюгина А.В. Комментарий // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: в 23 т. – М.: Наука: ИМЛИ РАН, 2009. – Т. 3. – С. 461–984.
  3. Ильин И.А. Гоголь – великий русский сатирик, романтик, философ жизни // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. – М.: Рус. кн., 1997. – Т. 6, кн. III. – С. 240–277.
  4. Манн Ю.В. Сквозь форму к смыслу: самоотчёт. Ч. 1: Из «гоголевской мозаики». – М.; Явне: Высш. шк. консалтинга, 2015. – 216 с.
  5. Синцова С.В. Тайны мужского и женского в художественных интуициях Н.В. Гоголя. – М.: Флинта, 2011. – 246 с.
  6. Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: пространство смысла. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 442 с.
  7. Синцова С.В. Мистические и культурно-художественные контексты повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2009. – № 4. – С. 154–167.
  8. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. – М.: Флинта, 2014. – 232 с.
  9. Синцов Е.В. Динамика мотивов как основа драматургии комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Вопр. лит. – 2013. – № 5. – С. 415–438.
  10. Синцова С.В. Символика повести Н.В. Гоголя «Вий»: гендерные оттенки значений // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2010. – № 2. – С. 159–170.
  11. Синцов Е.В. В поисках ненаписанного романа: горизонт возможностей обновления жанров в творчестве А.С. Пушкина. – Казань: Фэн, 2006. – 242 с.
  12. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. – М.: Современник, 1988. – С. 114–163.

Поступила в редакцию

31.12.16


Синцов Евгений Васильевич, доктор философских наук, профессор кафедры иностранных языков

Казанский государственный энергетический университет

ул. Красносельская, д. 51, г. Казань, 420066, Россия

E-mail: esintsov@mail.ru


Для цитирования: Синцов Е.В. Универсальные приёмы выстраивания образа маленького человека в произведениях Н.В. Гоголя (О нарративной стратегии и рецепции) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 121–137.

For citation: Sintsov E.V. The universal methods of building the image of a little man in the works of N.V. Gogol (On the narrative strategy and reception). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 121–137. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.