К.В. Полякова, М.В. Курылёва

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск, 432071, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики авторского жанрового определения «фантазия» повести «Призраки», что была написана И.С. Тургеневым в 1855–1863 гг., в контексте традиций европейской романтической литературы. Выявляется значимость дефиниции в художественном сознании русского писателя. Определяются её функции в литературе романтизма и указанном произведении. В частности, авторами устанавливается соотнесённость подзаголовка с разными уровнями художественной структуры в творчестве В.Г. Вакенродера, Э.Т.А. Гофмана, А. Бертрана, с одной стороны, и в повести И.С. Тургенева, с другой. Представлены типологические и специфические особенности в использовании данной категории писателями разных эпох и направлений. Результаты исследования приводят к выводу: тургеневский подзаголовок «фантазия» восходит к традициям романтиков (немецких, французских, русских). Кроме того, он помогает писателю-реалисту настроить читателя-современника на более глубокое восприятие произведения, которое по форме не укладывалось в эстетические нормы эпохи и не соответствовало устоявшемуся представлению о стиле и методе Тургенева, но при этом выражало значимые для автора идеи и переживания.

Ключевые слова: И.С. Тургенев, жанровый подзаголовок, поэтика заглавия, жанр, стиль, тема искусства в искусстве, музыкальное в литературе, фантазия, фантастика, русская проза, романтизм, вымысел

Литература

  1. Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. – Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1990. – 299 с.
  2. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Бялый Г.А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л.: Сов. писатель, 1962. – С. 199–222.
  3. Гражис П.И. Тургенев и романтизм (О сочетании реалистического и романтического образного отражения). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1966. – 52 с.
  4. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестн. – 2000. – Вып. 6. – С. 85–92.
  5. Зёльдхейи-Деак Ж. «Таинственные повести» И.С. Тургенева и русская литература XIX века // Studia Slavica. – 1973.– Т. XIX, F. 1–3. – P. 347–364.
  6. Золотарёв И.Л. Фантастические произведения И.С. Тургенева и П. Мериме: Сравнительно-типологический анализ: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Орёл, 1998. – 22 с.
  7. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. – Тула: Гриф и Ко, 2001. – 229 с.
  8. Курляндская Г.Б. “Таинственные повести ” И.С. Тургенева (Проблемы метода и мировоззрения) // Учён. зап. Курск. гос. пед. ин-та. – 1971. – Т. 74. – С. 3–75.
  9. Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. – 144 с.
  10. Муратов А.Б. Поздние повести и рассказы И.С. Тургенева в русском литературном процессе второй половины XIX – начала XX в. // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – С. 77–98.
  11. Орлов А. «Призраки» Тургенева (Одоевский – Гоголь – Тургенев) // Родной язык в школе. – М., 1927. – Кн. 1. – С. 46–75.
  12. Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественнонаучных открытий второй половины XIX века // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. – 1984. – № 1. – С. 9–14.
  13. Шаталов С.Е. «Таинственные» повести Тургенева // Учён. зап. Арзамас. пед. ин-та. – 1962. – Т. 5, вып. 4. – С. 57–61.
  14. Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М.: Высш. шк.: Академия, 1999. – С. 94–107.
  15. Жирунов П. Функции подзаголовков в поздних рассказах Н.С. Лескова (1880–1890-е гг.) // Поэтика заглавия: Сб. науч. тр. – М.; Тверь: Лилия Принт, 2005. – С. 234–238.
  16. Кривушина Е.С. Полифункциональность заглавия // Поэтика заглавия художественного произведения: Межвуз. сб. науч. тр. – Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1991. – С. 3–18.
  17. Новикова Е.Г. «Лирические» повести И.С. Тургенева «Призраки» и «Довольно» (к проблеме жанра) // Проблемы метода и жанра. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1986. – Вып. 12. – С. 187–202.
  18. Лазарева К.В. Русские поэтические «фантазии» (на материале произведений поэтов XIX – начала XX вв.) // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Гуманит. науки. – 2009. – № 4. – С. 85–92.
  19. Полякова (Лазарева) К.В. Жанр драматической фантазии в русской литературе XIX века (на материале произведений Н.В. Кукольника, А.В. Тимофеева, Н.М. Сатина, Н.А. Некрасова) // Учён. зап. Орлов. гос. ун-та. Сер. Соц. и гуманит. науки. – 2011. – № 1. – С. 197–205.
  20. В.Г. Вакенродер и русская литература первой трети ХIХ века / Под ред. И.В. Карташёвой. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1995. – 95 с.
  21. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2003. – 340 с.
  22. Измайлов Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. – С. 134–169.
  23. Балашов Н.И. Алоизиюс Бертран и рождение стихотворения в прозе // Бертран А. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембранта и Калло. – М.: Наука, 1981. – С. 235–295.
  24. Дмитриев А.С. В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики // Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. – М.: Искусство, 1977. – С. 9–24.
  25. Чинаев В.П. Фантазия // Музыка: Энцикл. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: БРЭ, 1998. – С. 570.
  26. Рыбина М.С. «Senilia. Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева и «Гаспар из тьмы» А. Бертрана: поэтика жанра: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2011. – 22 с.
  27. Шевченко Г. Комментарии // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Худож. лит., 1991. – Т. 1. – С. 465–492.
  28. Корнилова Е.Н. «Параллельные миры» и техника интертекстуальности в сонатно-симфонической прозе Гофмана. – URL: http://www.journ1-2worldlit.com/node/56, свободный.
  29. Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Худож. лит., 1991. – Т. 1. – С. 5–26.
  30. Михайлов А.В. Комментарии // Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. – М.: Искусство, 1977. – С. 239–263.
  31. Schwirtz G. Baden im Leben und Schaffen Turgenevs // I.S. Turgenev und Deutschland. – Berlin, 1965. – Bd. I. – S. 247–270.
  32. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. [Сочинения в 15 т.; Письма в 13 т.] – М.; Л.: Наука, 1965. – Т. 9: Повести и рассказы. Дым. 1860–1867. – 560 с.
  33. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт. – М.: Лабиринт, 1993. – 126 с.
  34. Гозенпуд А.А. И.С. Тургенев: Исследование. – СПб.: Композитор, 1994. – 200 с.
  35. Ильин В.Н. Оккультизм Тургенева // Лит. обозрение. – 1994. – № 5/6. – С. 49–55.
  36. Полякова К.В. Функции подзаголовка «фантазия» в русской прозе второй половины XIX – первой трети XX в. // Учён. зап. Орлов. гос. ун-та. Сер. Соц. и гуманит. науки. – 2012. – № 2. – С. 169–178.

Поступила в редакцию

13.09.16


Полякова Ксения Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, 432071, Россия

E-mail: Ksenija_Lasareva@mail.ru

Курылёва Марина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, 432071, Россия

E-mail: kurylyova.m.v@mail.ru


Для цитирования: Полякова К.В., Курылёва М.В. Жанровое своеобразие повести И.С. Тургенева «Призраки» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 107–120.

For citation: Polyakova K.V., Kurylyova M.V. Genre specifics of I.S. Turgenev's story “Ghosts”. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 107–120. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.