Е.А. Масолова

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, 630073, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Статья посвящена выявлению цвето- и светообозначений (колоративов), а также дискурсивных стратегий повествования в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» (1899). Утверждается, что дискурсивная стратегия пейзажной живописи является в этом произведении одной из доминантных и связанной со всеми остальными, а именно стратегиями портретной живописи, сюжетно-композиционного развития, мифопоэтической, психологической, социальной, публицистической и философско-религиозной.

При изображении природы, которая выступает как религиозно-нравственная субстанция, все колоративы влияют на преображение главного героя Дмитрия Нехлюдова и входят в дискурсивную стратегию сюжетно-композиционного развития: предвидя плохие поступки героя, природа посылает ему предупреждающие знаки, а радуясь просветлению человека, она «вписывает» его в своё гармоничное бытие.

Рисуя преображение героя, Толстой нейтрализует негативную семантику ряда колоративов и актуализирует их сакральное значение, заложенное в Евангелии. Темнота, выступившая символом греха Нехлюдова и скорби природы в связи с попранием человеком добра и любви, перестаёт быть страшной. Со второй части романа чёрный цвет теряет зловещую окраску и, предопределяя воскресение героя, входит в дискурсивные стратегии сюжетно-композиционного развития и философско-религиозную. Красный цвет лишается негативной семантики и становится благостным источником освещения, соотносится с цветом лампадки. Зелёный и жёлтый цвета обретают бытийное значение, связанное с неуничтожимой жизнью. Появление в романе таких колоративов, как фиолетовый, светлый и белый, отражает вступление толстовских героев на путь служения добру и Богу. В результате все цветообозначения, выполняя не столько различительную, сколько характеризующую и проспективную функции, входят в следующие дискурсивные стратегии: пейзажной живописи, сюжетно-композиционного развития и в  доминирующую в финале романа философско-религиозную.

В заключение автором делается вывод, что в романе «Воскресение» воплощён колоративный код, свидетельствующий о возросшем мастерстве Толстого и усилении его религиозных воззрений.

Ключевые слова: колоративы, цвето- и светообозначения, семантика колоративов, дискурсивные стратегии, различительная функция, характеризующая функция, проспективная функция, колоративный код, Л.Н. Толстой, роман «Воскресение»

Литература

  1. Густафсон Р.Ф. Обитатель и чужак: Теология и художественное творчество Льва Толстого / Пер. с англ. Т. Бузиной. – СПб.: Акад. проект, 2003. – 477 с.
  2. Одиноков В.Г. Русские писатели XIX века и духовная культура. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. – 261 с.
  3. Тарасов А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. – Москва: Яз. славян. культуры, 2001. – 176 с.
  4. Кондратьев А.С. Религиозно-философский аспект художественной антропологии Л.Н. Толстого // Русская литература и философия: Постижение человека: Материалы Всерос. науч. конф. (Липецк, 16–17 окт. 2001 г.). – Липецк: Ред.-издат. центр ЛГПУ, 2002. – С. 70–75.
  5. Бушканец Е.Г. Юность Льва Толстого. Казанские годы. – Казань: Kazan-Казань, 2008. – 143 с.
  6. Колмаков Б.И. Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. – 44 с.
  7. Кадыров О.Х. Роль Л.Н. Толстого в становлении и развитии татарской реалистической литературы: Дис. … д-ра филол. наук. – Казань, 1996. – 330 с.
  8. Кадыров О.Х. Г. Тукай – переводчик Толстого. – Казань: КГУКИ, 2007. – 120 с.
  9. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 176 с.
  10. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л.: Худож. лит., 1974. – 358 с.
  11. Днепров В.Д. Искусство человековедения. Из художественного опыта Л. Толстого. – Л.: Сов. писатель, 1985. – 288 с.
  12. Гродецкая А.Г. Ответы предания: Жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб.: Наука, 2000. – 264 c.
  13. Гуреева Н.В. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: бессознательное, художественное время, цветовая образность: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Н. Новгород, 2006. – 21 с.
  14. Нагина К.А. Пространственные универсалии и характерологические коллизии в творчестве Л. Толстого. – Воронеж: Науч. кн., 2012. – 442 с.
  15. Переверзева Н.А. Символ и реальность в поздней прозе Л.Н. Толстого // Филол. науки. – 2009. – № 4. – C. 66–73.
  16. Лученецкая-Бурдина И.Ю. Парадоксы художника. Особенности стиля Л.Н. Толстого в 1870–1890 годы. – Ярославль: Изд-во Яросл. гос. пед. ун-та им. К.Д. Ушинского, 2001. – 152 с.
  17. Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX – начала XX века. – М.: Наследие, 1993. – 158 с.
  18. Амирханян А.М. Христианский контекст добродетели в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 2, ч. 3. – С. 9–14.
  19. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2007. – 204 с.
  20. Жюльен Н. Словарь символов / Пер. с фр. С. Каюмова, И. Устьянцевой. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 498 с.
  21. Керлот Х.Э. Словарь символов. – М.: REFL-book, 1994. – 603 с.
  22. Цвета // Словарь символов. – URL: http://www.endic.ru/symbol/Cveta-937.html, свободный.
  23. Копалинский В. Словарь символов / Пер. с пол. В.Н. Зорина. – Калининград: Янтар. сказ, 2002. – 264 с.
  24. Словарь символов и знаков. – Минск: Харвест, 2004. – 512 с.
  25. Обухов Я.Л. Красный цвет // Журн. практ. психолога. – 1996. – № 5. – С. 39–47.
  26. Тресиддер Дж. Словарь символов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 448 с.
  27. Обухов Я.Л. Жёлтый цвет // Журн. практ. психолога. – 1997. – № 2. – С. 65–79.
  28. Символика света и цвета в русской иконописи. – URL: http://www.historicus.ru/800/, свободный.
  29. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – 188 с.
  30. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / Авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын. – М.: Локид-Пресс, 2005. – 495 с.
  31. Масолова Е.А. Мифопоэтическая образность романа Толстого «Воскресение» // Культура и текст. – 2012. – С. 62–72.

Поступила в редакцию

05.12.16


Масолова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии

Новосибирский государственный технический университет

пр-т К. Маркса, д. 20, г. Новосибирск, 630073, Россия

E-mail: masolova@list.ru


Для цитирования: Масолова Е.А. Колоративы в системе дискурсивных стратегий повествования Л.Н. Толстого (на материале романа «Воскресение») // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 92–106.

For citation: Masolova E.A. Coloratives in the system of narrative discourse strategies of L.N. Tolstoy (based on the novel “Resurrection”). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 92–106. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.