МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАРТНЕРЫ


Университет Майами (США)

Институт психологии и образования  с 2016 года реализует совместный проект с университетом Майами  (США ) по мультикультурной подготовке учителя. Руководит проектом учёный с мировым именем из США - Дина Бирман, исследователь в области мультикультурного образования, профессор отделения исследований в области образования и психологии Высшей школы образования Университета Майами США.

Интересы и опыт Дины Бирман сосредоточены на процессах аккультурации и адаптации иммигрантов и беженцев, а также вопросах улучшения их психического здоровья и благополучия. Она провела исследования и опубликовала десятки работ по аккультурации и адаптации подростков, взрослых и пожилых беженцев, в том числе из стран бывшего Советского Союза, Центральной Америки, Сомали и Вьетнама. Исследования Дины Бирман, проведенные в штатах Мэриленд, Нью-Джерси, а также городе Чикаго, легли в основу ее публикаций о психологической адаптации подростков-беженцев в школе, роли родителей, различиях в аккультурации между подростками и их родителями, а также об эффективности взаимодействия сообщества и школы.

Как социальный психолог, она исследует эти темы с экологической точки зрения, изучая взаимовлияние на адаптацию характеристик школ и принимающих общин. Она получила финансирование для этой работы от Национального института психического здоровья (NIMH), Фонда Роберта Вуда Джонсона и наркологических и психиатрических служб (SAMHSA), через Национальную сеть детского и юношеского психологического травматизма (NCTSN). Дина Бирман является членом Американской психологической ассоциации и Международной Академии межкультурных исследований (IAIR). Также она - редактор журнала International Journal of Intercultural Relations («Международный журнал межкультурных отношений»), входящего в список журналов, индексируемых БД SCOPUS.

Технический университет Дрездена (Германия)

Институт психологии и образования  c 2015 г. сотрудничает с педагогическим факультетом Технического университета Дрездена. На факультете был создан центр по проблемам миграции. Возглавляет центр профессор Сара Хайеги Меад. В центре  проводятся исследования проблем адаптации и интеграции представителей разных стран к жизни в принимающей стране,  разрабатываются различные методики по подготовке преподавателей и учителей для мигрантов различных национальностей. Центр участвует в международных исследованиях проблем адаптации детей-мигрантов и обмениваемся опытом с коллегами из других стран, в том числе и с российскими коллегами из Института психологии и образования КФУ. Большую работу  по организации сотрудничества двух вузов ведет доктор Юлия Койнова-Цёльнер.  В 2016 году было принято решение о совместной работе над проектом по адаптации детей-мигрантов в принимающих странах с точки зрения из социализации в школьной среде.

Университет Базеля (Швейцария)

Институт психологии и образования Казанского университета осуществляет тесное сотрудничество с Университетом  г. Базель с 2018 года. Институт образования  Базельского университета реализует исследовательски ориентированные   магистерские программы по педагогическим наукам и проводит масштабные проекты по изучению проблем образования в Швейцарии и в Европейском  союзе.  Директор института, профессор Елена Макарова, является одним из известных мировых специалистов по проблемам обучения детей из разных групп меньшинств. Ее научные труды посвящены вопросам адаптации, аккультурации, идентичности, академических достижений учащихся-мигрантов,  межкультурным отношениям  в образовательной среде и психологическому сопровождению учащихся группы риска. В рамках сотрудничества НОЦ «Миграционная педагогика» ИПиО  КФУ  с  Институтом образования Университета Базеля  изданы  международная коллективная монография (Rutridge Publishing)  и специальный номер журнала  Б/Д Scopus (Q 1),  посвященные проблемам адаптации, аккультурации и образования детей мигрантов.  Результаты  международных исследований  апробируются   в ходе  проведения совместных симпозий на крупнейших   научных конференциях ECER, IAIR , IFTE.

 

Университет Потсдама ( Германия)

Ученые Потсдамского университета под руководством  профессора Линды Янг и Майи Шахнер  сосредоточили свое внимание на школьном климате в контексте  культурного разнообразия и степени его влияния на  адаптацию школьников-подростков. Немецкими исследователями выдвинуто предположение о том, что позитивный школьный климат наиболее важен для учащихся с иммигрантским опытом.  В ходе  крупномасштабного исследования был  разработан опросник «Classroom Cultural Diversity Climate scale (CCDCS-2)» и собран богатый эмпирический материал в школах Германии, Бельгиии, Швеции.

Научные сотрудники Центра миграционной педагогики Института психологии и  образования занимаются изучением проблем адаптации детей-иммигрантов в образовательных учреждениях России. В ходе сотрудничества с немецкими коллегами из Университета г.Потсдам возникла идея сближения двух научных коллективов и проведения совместного исследования. Для России данный проект представляет особый интерес, так как изучение школьного климата в контексте культурного разнообразия в отечественной науке до сих пор не проводилось. По мнению экспертов  эта проблема входит  в число наиболее актуальных для современной российской школы.  Сравнение результатов исследования в России и Германии может помочь   российской исследовательской группе разработать более детальное понимание особенностей школьного климата, а также инструментов, которые его оценивают.

 

Университет Балыкесира  (Турция)

Институт психологии и образования  в течение  последних 10 лет  активно развиваeт научно-образовательные связи с университетом г.  Балыкесир (Турция). Одним из успешных примеров сотрудничества двух вузов стало участие наших коллег в международной программе академической мобильности «Mevlana», в рамках которой в 2014 г  доцент Хайрутдинова Р.Р.  прочитала курс лекций  «Диалог культур в изучении литературы» для турецких студентов.

 В мае 2015 г. по приглашению турецких коллег группа ученых Института психологии и образования в составе профессоров А.Калимуллина и В.Закировой, доцента Р.Хайрутдиновой прошла стажировку в Университете Балыкесира. В ходе визита были организованы встречи с ректором университета Керимом Оздемиром и деканом педагогического факультета Фатихом Сатилом. Стороны договорились объединить усилия по разработке и продвижению совместных научных исследований и публикации их результатов в международных журналах из базы "Scopus".

Программа международной стажировки включала в себя проведение российско-турецкого семинара с участием ученых Стамбульского университета, на котором обсуждались возможности двухстороннего сотрудничества, в том числе в области мультикультурного образования.

В 2017 - 2019 году ученые педагогического факультета Университета Балыкесир и Института психологии и образования КФУ Бирсел Аслан, Юсуф Озчобан, Резеда Хайрутдинова провели международное исследование, по результатам которого в 2019 году был опубликован научный труд «Изучение и популяризация татарской литературы в Турции».

Университет Анталии (Турция)

В последние годы Турция испытала небывалый приток мигрантов, особенно с территории Сирии.  На сегодня крупным центром Турции, разрабатывающим новые подходы в вопросах миграции, в том числе и в образовании детей-мигрантов, является  университет Анталии. Возглавляет миграционный центр профессор Эролл Эссен. Областью его научных интересов являются проблемы языковой адаптации мигрантов.  Институт психологии и образования в 2017 году планирует разработку совместного международного проекта с учеными из Турции по проблемам полилингвального обучения мигрантов. В проекте также примут участие ученые из университетов Стамбула и Балыкесира.


РОССИЙСКИЕ ПАРТНЕРЫ


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


  ​