Научно-образовательный центр миграционной педагогики (далее - НОЦ) функционирует в структуре Института психологии и образования Казанского федерального университета с 2016 года. Руководителями НОЦ являются кандидат филологических наук, доцент Р.Р. Хайрутдинова и кандидат психологических наук, доцент Ч.Р. Громова. Научные исследования ведутся в тесном сотрудничестве с крупным ученым из США Диной Бирман (профессор, Высшая школа образования и развития, Университет Майами; H-index- 26). Научные интересы профессора Д.И.Бирман сосредоточены на процессах аккультурации и приспособления иммигрантов и беженцев, на вмешательствах со стороны сообществ, направленных на улучшение их здоровья и благополучия. Профессор Д. Бирман автор большого количества статей об аккультурации и адаптации подростков, взрослых и пожилых беженцев, в том числе из бывшего Советского Союза. Ученый является постоянным членом Международной академии межкультурных исследований (IAIR), входит в редакционную коллегию Американского журнала психологии сообществ.
Научный центр «Миграционная педагогика» работает в коллаборации с известными мировыми учеными в области проблем культурного разнообразия в образовании: Эдисоном Триккетом (профессор, Высшая школа образования и развития, Университет Майами; H-index- 24); Еленой Макаровой (профессор, директор Института образования Университета Базеля, Швейцария; H-index- 7), Габриэлем Горенчиком (профессор Института образования Еврейского университета в Иерусалиме, Израиль; H-index- 26), Майей Шахнер (PhD, исследователь отделения инклюзивного образования Университета Потсдама, Германия; H-index- 11). Сотрудничество с зарубежными партнёрами осуществляется через проведение компаративных исследований, организацию совместных научно-образовательных семинаров, круглых столов и симпозий на международных конференциях.
Научный коллектив НОЦ реализуют ряд научных проектов по проблемам культурного разнообразия в образовании:
Установки учителей к культурному разнообразию в контексте общества и класса (рук. Хайрутдинова Р.Р.)
Цель экспериментального исследования заключалась в изучении социальных установок учителей к этническому и религиозному разнообразию и переменные, влияющие на такие взгляды. Исследование ориентировано на школьных учителей, учитывая их особую роль в различных культурных обществах. Используя Шкалу социальной дистанции Богардуса (Богардус, 1926), было опрошено 355 школьных учителей из двух регионов России, известных своим высоким культурным разнообразием: Московская область и Республика Татарстан. Проведено измерение отношения учителей к большим религиозным и этническим группам (включая мигрантов). Полученные результаты показали, что учителя придерживаются в основном толерантного отношения к представителям различных этнических групп. Социальная дистанция между респондентами и коренными жителями их регионов была минимальной. Социальная дистанция была дальше по отношению к этническим группам (мигранты) из стран Северного Кавказа и Центральной Азии. Анализ восприятия разных религиозных групп также показал позитивное отношение и готовность к взаимодействию с ними. Отношение учителей не было связано с их возрастом или этнической принадлежностью. Полученные данные свидетельствуют о значительной корреляции между социальной дистанцией и регионом проживания, с одной стороны, и между социальной дистанцией и степенью социального взаимодействия, с другой.
Поскольку число мигрантов в регионах Российской Федерации растет, важно учитывать последствия этих выводов. Кроме того, ранее ученые обнаружили (Horenzcyk и Tatar; 2002), что установки учителей к этнически разнообразным учащимся зависит от контекста, проявляется ли оно на уровне общества или школы. Можно предположить, что отношение учителей к культурному разнообразию в обществе может быть изменено в условиях повседневной образовательной практики. Таким образом, результаты данного исследования станут базовыми для проведения масштабного проекта по изучению установок учителей к культурному разнообразию в школе и степени их влияния на практики работы с детьми мигрантов.
Технологии работы учителей в работе с детьми мигрантов в начальной школе (рук. Громова Ч.Р.)
Образовательные учреждения имеют большой потенциал для социокультурной интеграции детей мигрантов. Важную роль в процессе адаптации ребенка принадлежит педагогу, его профессиональным навыкам и личностным качествам. В связи увеличением культурного разнообразия в обществе и в образовательном учреждении, актуальными становятся мультикультурные компетенции педагога. Одной из составляющих мультикультурных компетенций педагога является владение формами, методами, приемами работы в мультикультурном классе, то есть образовательными технологиями. Цель исследования: выявить образовательные технологии, применяемые российскими педагогами дошкольного и начального образования, в обучении и воспитании детей мигрантов. Для исследования применяемых в педагогической практике образовательных технологий детей мигрантов мы применили анкету с открытыми вопросами. Выборку исследования составили педагоги дошкольных образовательных учреждений и учителя начальных классов в количестве 123 человек. Ответы педагогов были подвергнуты контент-анализу. Российские педагоги для работы с детьми мигрантов считают наиболее приемлемыми и используют следующие образовательные технологии: этнокультурные, групповые, интерактивные, игровые технологии, индивидуализации обучения, информационно-коммуникативные технологии и технологии дифференцированного обучения. Небольшая часть учителей проводят дополнительные занятия по русскому языку, но без использования технологий обучения русскому языку как неродному. Также выявилось ряд ограничений применения метода анкетирования в данном исследовании. Эти ограничения были связаны с невозможностью уточнить, прояснить, конкретизировать ответы респондентов. Поэтому в продолжение данного исследования будет использована качественная методология, а именно проведение полуструктурированных интервью педагогов для определения уровня компетентности в применении образовательных технологий в процессе обучения детей мигрантов.
Школьный климат в контексте культурного разнообразия (рук. Калимуллин А.М.)
На сегодняшний день одним из недооцененных факторов устойчивого развития в образовательном контексте является школьный климат. Существует необходимость в разработке и реализации специальных программ профилактики и интервенции, способствующих поддержанию позитивного школьного климата в контексте культурного разнообразия для обеспечения психологического благополучия, успешной адаптации, академической успеваемости, вовлечения учащихся из различных культур, включая мигрантов. Актуальность исследования определяется тем, что в России отсутствуют исследования по культурному разнообразию школьного климата. В результате не были разработаны его методы диагностики и контроля. Методология исследования основывается на подходах к мультикультурному обучению и теории межгрупповых контактов, согласно которой существует два типа норм школьной политики: равенство и культурный плюрализм. Научное осмысление этих подходов легло в основу «Шкалы климатического разнообразия в классах» (CCDCS), разработанной немецкими учеными. Пилотное тестирование зарубежной анкеты проводилось в российских школах в 2020 году. Результаты исследования подтвердили, что анкета имеет четкую социокультурную направленность и ее необходимо адаптировать к специфике учебных программ в российских школах. Анкета оказалась актуальной для школ с наибольшей представленностью учащихся-мигрантов в классах. В целом результаты исследования показали, что вопросы анкеты эффективны и дискриминантивны. Полученные результаты дают основание для проверки валидности и надежности шкалы CCDCS и дальнейшей стандартизации для российской выборки в целях дальнейшего изучения норм и идеологиии школ относительно культурного разнообразия.
Результаты вышеназванных исследований опубликованы в журналах первого квартиля из Б/Д Scopus и монографиях в ведущих издательствах мира.
Практическая значимость проведенных научных исследований
Результаты исследования внедряются в образовательный процесс Института психологии и образования КФУ в ходе реализации учебных программ мультикультурной подготовки студентов – будущих педагогов, учителей-практиков.
В 2017/2018 учебном году создана и внедрена программа повышения квалификации для педагогических работников «Современное содержание и технологии деятельности педагога c детьми мигрантов». С 2019 года разрабатывается и реализуется курс «Адаптация обучающихся-мигрантов в образовательной среде» в учебном процессе магистратуры (44.04.01. Педагогическое образование).
В 2021 году запланирован курс лекций «Поликультурные практики в образовании» в рамках стажировки преподавателей высших учебных заведений Республики Узбекистан.
НОЦ проводит ежегодные международные семинары и круглые столы по проблемам поликультурного образования с участием ученых, педагогов -практиков, представителей администраций, СМИ.