Резеда Мунировна Хусаинова,

Казанский федеральный университет,

Россия, 420111, Казань, ул. М.Межлаука, д. 1,

rezedakhusainova@mail.ru.


Статья посвящена изучению современных миграционных процессов в Республике Татарстан. В центре внимания – изучение жизненных ценностей у школьников из семей мигрантов. В результате сравнительного анализа структуры ценностей и ценностных мотиваций у детей изсемей мигрантов и детей коренных жителей Республики Татарстан установлено, что по многим показателям результаты совпадают. Так, в обеих группах детей показатели ценностей на уровне нормативного идеала / ценности-цели «доброта», «самостоятельность», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие верных друзей», на уровне поведения / ценности-средства «воспитанность», «жизнерадостность», «честность», «образованность», «стимуляция» занимают верхние места в рейтингах. Исследование характера взаимосвязей изучаемых показателей выявило общие для двух групп системообразующие показатели, имеющие достаточный вес в структуре матрицы интеркорреляций: «честность», «независимость», «чуткость». Таким образом, проведенное эмпирическое исследование жизненных ценностей детей мигрантов позволяет констатировать достаточно благоприятный для проживания уровень их адаптационного потенциала.


Ключевые слова: дети-мигранты, структура жизненных ценностей, ценностные мотивации.


Статья (полная версия)