Гузель Рамзилевна Сагитова,
Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова,
Россия, 420015, г. Казань, ул. Б.Красная д. 38,
sagitovagr82@mail.ru.
Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова,
Казанский федеральный университет,
Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18,
mileuscha@mail.ru.
Статья носит характер рецензии на культурно-образовательные проекты по мотивам древнего татарского баита «Сак-Сок», нацеленные на сохранение и развитие татарской культуры: мюзикл «Сак-Сок канатларының сере» – продукт коллективного творчества преподавателей и студентов Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова, преподавателей и учеников Детской школы искусств имени М.А.Балакирева г. Казани («Малая Академия Искусств»), коллектива молодежного оркестра «Sforzando» (дирижер Ильнар Файзутдинов), спектакль Набережночелнинского кукольного театра «Сак-Сок»1. Обобщен материал по истории создания и функционирования баита «Сак-Сок». Определена проблематика, проанализирована композиция произведения, выявлен мифопоэтический потенциал ключевых образов.
Литературной основой мюзикла стала пьеса Р.Хафизовой «Сак-Сок тавышы» (1987). Сравнительно-сопоставительный анализ либретто с текстом первоисточника помог выявить особенности современного прочтения древнего текста. По жанру это мюзикл-сказка, по форме –мюзикл с диалогами. Характерными особенностями мюзикла «Сак-Сок канатларының сере» являются равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля.
укольный спектакль «Сак-Сок» (реж. И.Зайниев) также создан по мотивам древнего баита. Доминирующей темой стала тема одиночества человека в современном мире, проблема человеческих взаимоотношений. Выявлен потенциал ключевых символов и архетипических образов спектакля. Раскрыто своеобразие интертекстуальных связей в постановке. Исследуется роль близнечного мифа как на уровне проблематики, так и поэтики постановки.
Ключевые слова: баит «Сак-Сок», мюзикл, кукольный спектакль, близнечный миф, архетип, символ.