13 апреля в рамках VI-тых Международных Махмутовских чтений на одной из тематических площадок прозвучал доклад профессора, директора докторской программы PhDinTeaching, LearningandCulture Техасского университета в Эль Пасо (США) Чошанова Мурата Ашировича.

Тема выступления: «Проблемно-ориентированный конструктивизм в подготовке учителя. Смена парадигм образования и подготовка учителя».

Каким должен быть учитель сейчас? Чем он должен отличаться от учителей прошлого поколения? – вот главные вопросы, на которые пытались ответить участники тематической площадки. По словам Мурата Чошанова, в первую очередь, педагог должен хорошо знать свой предмет, если и не на 200%, как предположили участники форума, то, как минимум, на 80%. О профессиональной подготовленности, как необходимом качестве учителя XXI века, говорил в своём научном труде «Современный урок» и великий учёный М.И. Махмутов. Профессор Чошанов отмечает, что работа известного педагога не теряет своей актуальности даже сейчас, спустя 35 лет после первой её публикации, поэтому труд «Современный урок» должен стать настольной книгой каждого учителя.

На секции обсуждались проблемные вопросы, вызывающие бурную дискуссию участников. Среди таковых - вопрос о необходимости ЕГЭ. По мнению доктора Чошанова, стандартизированное тестирование, которым, по большей части, является Единый Государственный экзамен, превращает обучение в профанацию. Необходимо искать альтернативные пути итоговой проверки знаний школьников. Так, в Китае тестирование сделали лишь одной из форм обучения, не причиняющих ущерб творчеству и креативности детей. «Обучение начинается тогда, когда есть пища для размышлений!», - утверждает Мурат Чошанов, поэтому пора отойти от вопросов с выбором ответов. В этих условиях учителю особенно важно помочь ученику не потерять интерес к предмету, научиться мыслить креативно. «Обучение – это явление действительности!» - считает доктор Чошанов. Оно происходит здесь и сейчас и должно решать вопросы и проблемы мгновенно, должно достигать поставленные цели своевременно. Этому должен помочь конструктивизм в обучении. Учитель должен осознавать, что невозможно передать ученику знания в готовом виде. Ребёнок должен сам сконструировать свои знания путём экспериментов, нестандартных подходов к решению задач, поиска информации. В этом принципиальная разница между традиционным и современным уроком. Об этом переносе акцента с преподавания на учение говорил и М.И. Махмутов.