Светлана Николаевна Чистякова, член-корреспондент РАО, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО обозначила тему дискуссии одной из тематических площадок Махмутовских чтений, как «Научно-методическое и организационное обеспечение профориентации учащейся молодёжи в современных условиях».

Светлана Николаевна подчеркнула, что вопрос о профориентации школьников является сверхактуальным, и касается всех уровней образования на всех возрастных этапах. Ею были подчёркнуты основные понятия дискуссии и обозначены главные проблемные точки по данной теме. Во-первых, профориентация – это постоянное взаимодействие представителей общества и государства, результатом которого является сформированное профессиональное самоопределение ученика. Кроме того, важен индивидуальный подход к проблеме каждой области образовательной системы.

Следующим основополагающим термином стало слово «карьера», которое раньше имело негативно окрашенную окраску в обществе, а сейчас значение этого слова приобрело положительное значение, поскольку означает успешное продвижение человека по служебной лестнице, мотивирующее его качественно удовлетворять свои потребности.

Конечно, для воспитания общественно-значимого человека, профориентационная деятельность должна осуществляться, фактически с дошкольного возраста. Современные условия жизни таковы, что зачастую невозможно, выбрав одну профессию, успешно работать в ней всю жизнь, поэтому, необходимо вкладывать в школьников навыки реориентации – способность к переориентации. И не всегда в деятельность, близкую к исходной. Как показывают исследования, 57% старшеклассников делают выбор профессии не в соответствии со своими потребностями, а под влиянием родителей, школы и других факторов.

На современном этапе уже имеется целый учебно-методический комплекс, позволяющий без помощи психологов и педагогов узнать соответствие выбора со склонностями человека.

«В любом случае, проблема профориентации должна решатся систематически, и в комплексе, с участием родителей, и тогда ребёнок сам сможет сделать правильный выбор в пользу профессии и при необходимости ее поменять» - подчёркивает докладчик.

Оппонент докладчика - Людмила Владимировна Коломийченко, профессор, зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» подчеркнула, что и выбор наставника для ученика является тяжелым процессом. Кроме того, была высказана мысль о факторах, влияющих на профвыбор школьника – это СМИ, которые не всегда правдиво описывают представителей той или иной профессии.

Ирада Шамилевна Галиева, работник УО г. Казани отметила, что важным профориентационным компонентом является живой пример педагога, который обладает широким спектром академических знаний и способен вселить в ученика влюблённость к той или иной профессии.

По итогам работы площадки оппонентами были выделены основные критерии профессионального выбора: информационная обеспеченность, мотивированность учеников, наличие практического опыта.

«Счастливой профессия бывает только тогда, когда она твоя,» - подытожила встречу Светлана Николаевна.

Екатерина Владимировна Потапова, молодой специалист, учитель химии и биологии из г.Альметьевск поделилась с нами своими мыслями:

«Уже в первый день Махмутовских чтений я узнала много нового, сегодняшняя площадка заинтересовала меня не меньше. Молодым специалистам очень важно разбираться в профориентационной деятельности и сегодня, когда были озвучены наиболее глобальные проблемы, связанные с выбором профессии, я думаю, что решение обязательно будет найдено».