Или «Политика воздвигает границы, а образование и наука раздвигают их»

13 апреля в Елабужском институте КФУ в рамках Махмутовских чтений начала свою работу тематическая площадка «Интеграционные процессы и интеллектуальные интеграции в образовании», основным докладчиком которой стала доктор психологических наук, профессор, директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIE (Вена, Австрия) Ирина Сибгатуллина.

Тема интеграционных процессов в образовании стала особо актуальной в наше время. Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи. Именно об этом и рассказала залу профессор Сибгатуллина. Ирина Фагимовна также познакомила участников встречи с образовательными программами, которые разработаны в Инновационном  центре технологических интеграций, способствующих интеллектуальному развитию человека на протяжении всей жизни. Данный проект – это своеобразная платформа интеграции интеллектуальных проектов и эффективных технологий ревитализации (процессы воссоздания, оживления и восстановления городского пространства) карьеры, рейтингования и инфографики интеллектуального потенциала организаций. IFIE выполняет многофункциональную миссию в области поиска, поддержки и сопровождения интеллектуальных интеграций по всему миру и их реализации в обучении и развитии человека на протяжении всей жизни: тренинги, семинары, стажировки и т.д. Девиз данного сообщества «Политика воздвигает границы, образование и наука раздвигают их».

Говоря о значимости международного сотрудничества и сотворчества, Ирина Сибгатуллина обратилась к трудам Мирзы Исмаиловича Махмутова. Академик Махмутов определил теорию трехвекторности интеграционных процессов в развитии образования. Это в первую очередь - интеграция форм и интеграция интересов, а также интеграция формы реагирования на текущие мировые события и кризисы.

Оппонентом докладчика стал директор Центра современной педагогики (Монреаль, Канада) Георгий Рудик. Георгий Алексеевич подчеркнул невозможность отстранения российской системы образования от мирового образовательного пространства.