13 апреля в рамках VI Международных Махмутовских чтений работала тематическая площадка - «Проблемное обучение и современные образовательные технологии».

Слушателям был представлен доклад Гасангусейна Ибрагимовича Ибрагимова - д.п.н., профессора, член-корреспондента Российской академии образования, профессора Казанского национального исследовательского технологического университета. Гасангусейн Ибрагимович рассказал присутствующим о проблемном обучении в системе профессионального образования: о его состоянии и тенденциях развития. Анализ реальной практики образования показывает, что в ней продолжают доминировать технологии обучения, ориентирующие на исполнительскую, репродуктивную деятельность обучающихся. Массовая отечественная школа работает по давно устаревшей модели трансляции знаний, фиксирует анализ состояния практики. В результате система современного образования столкнулась с противоречием между новыми требованиями к специалистам, выдвигаемыми постиндустриальной экономикой и внедряемыми ФГОС ВО и недостаточной готовностью преподавателей к реализации данных требований. Это противоречие выдвигает проблему перед педагогической наукой, поиск ее разработки, обоснованных педагогических средств и условий, обеспечивающих реализацию требований современной экономики, общества, работодателей и специалистов. Отсюда возникает вопрос: какой должна быть современная модель обучения и соответствующая ей образовательная технология, которая обеспечивала бы формирование подобного опыта творческой деятельности у обучающихся? На основе анализа требований работодателей, ФГОС ВО, инновационного опыта работы высшей школы, а также опираясь на выделенные академиком Новиковым 4 закона педагогики, можно заключить, что образовательная технология должна обеспечивать 4 вещи: 1. Мотивированное деятельностное освоение человеческой культуры; 2. Становление обучающегося активным субъектом учебного процесса; 3. Ориентацию на перспективный уровень развития мыслительных и творческих способностей обучающихся; 4. Возможность для творческого саморазвития.

Гасангусейн Ибрагимович начал свою работу в области проблемного обучения еще в 1980-ых годах, будучи преподавателем профессионального технического училища: «Дети в этом профтехучилище были сложными, так как не хотели учиться. Нужно было искать способ побуждения в обучении. Проблемное обучение, проблемные ситуации, вызывают потребность, желание и стремление к знаниям. Эта практика и подтолкнула меня к этому. А потом я познакомился с Мирзой Исмаиловичем Махмутовым и поехал к нему в Казань из Дагестана заниматься темой проблемного обучения». Профессор участвует в Махмутовских чтениях уже не первый год и, по словам Гасангусейна Ибрагимовича, Махмутовские чтения в Елабужском институте КФУ – это самые лучшие чтения из всех прошедших: «Во-первых, очень хорошая организация. Во-вторых, очень содержательно. В-третьих, приглашены люди-специалисты, а также присутствуют молодые учителя. То есть здесь наблюдается синтез теории и практики, и все это содержательно и в разных формах: тут и мастер-классы проходят и многое другое. Все это очень интересно».

Продолжила тему Гусейна Ибрагимова его оппонент - Рулиене Любовь Нимажаповна, профессор кафедры педагогики, старший методист Центра информационных технологий и дистанционного образования ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет». Она рассказала о проблемно-ориентированном подходе в электронном обучении.

На заседании присутствовали молодые учителя, которые с удовольствием прослушали доклады и задали выступающим интересующие их вопросы. Одним из гостей является учитель русского языка и литературы гимназии №7 г. Бугульма Елена Васильевна Сыркина: «В Махмутовских чтениях я участвую первый раз. Но в Елабуге я была гостем также и фестиваля школьных учителей 2015. Мне было очень инересно и я поняла, что у Елабужского института очень хорошие связи с различными ВУЗами, интересными людьми, поэтому побывать на Махмутовских чтениях в этом году я посчитала своей большой удачей и даже некой обязанностью, наверное. Меня заинтересовала тема проблемного обучения, потому что я считаю, что проблемное обучение на данном этапе для меня, как для молодого педагога, очень актуально. Я прекрасно понимаю, что сейчас дети учатся жить, а учатся они этому, познавая какие-то проблемы и умея с ними справляться. Мне очень понравилось высказывание, озвученное Любовью Нимажаповной о том, что все зависит от того, как посмотришь на жизнь: как превратить свои проблемы в задачу. Я тоже считаю, что любую проблему можно рассмотреть с точки того, какие шаги нужно предпринять, чтобы превратить проблему в задачу. И мне очень повезло, что сегодня мы послушали таких замечательных лекторов, так как для себя я вынесла очень много ключевых идей. На самом все, о чем там говорилось, находится на поверхности, в голове, но не всегда это формулируется в качестве связной мысли, и я думаю, что посещать подобные семинары нужно, чтобы услышать эти мысли из уст таких значимых людей и у себя в голове определить какую-то идею».