Кафедра методологии обучения и воспитания ведет свое начало с 1877 г., когда в Казанском учительском институте началось преподавание педагогических дисциплин. В 1918 году, когда институт приобрел статус вуза, одной из первых открылась кафедра методологии обучения и воспитания. Членами и руководителями этой кафедры на протяжении почти века ее существования были многие выдающиеся ученые. В научных исследованиях кафедры в разное время уделялось особое внимание изучению актуальных идей демократизации системы образования, активизации образовательного процесса в школе и вузе, истории образования и педагогической мысли, развития познавательной самостоятельности и активности школьников, теории проблемного обучения, проблем социальной педагогики, исторических и теоретических основ педобразования, разработке проблем управления в системе образования. Сегодня в центре научной работы кафедры стоят проблемы выявления и реализации воспитательного потенциала будущего педагога, выявление и поддержка одаренных детей, организация методической помощи базовым ОО КФУ, осуществление методической помощи преподавателям системы образования.

Последние годы кафедрой руководил доктор педагогических наук, профессор, академик РАГН, Заслуженный учитель школ РФ и РТ, Заслуженный деятель науки РТ, Почетный работник высшей школы РФ, Эксперт Российской Академии наук (РАН) Анвар Нуриахметович Хузиахметов.

Сегодня кафедра ведет свою деятельность под руководством доктора педагогических наук Алмаза Мирзануровича Галимова.

ППС кафедры ведет активную работу по преподаванию педагогических дисциплин во всех институтах и на юридическом факультете КФУ, где реализуются образовательные программы по педагогическому образованию.

При кафедре реализуются магистерские программы «Управление воспитательными системами» и «Доказательное управление образованием и лидерство».

Научные направления:

Проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве вуза (Хузиахметов Анвар Нуриахметович)

Влияние цифровизации на подготовку будущих учителей (Насибуллов Рамис Рафагатович)

Влияние цифрового образования на интеллектуальную культуру обучающихся (Яруллин Ильнар Фагимович)

Гендер в общем образовании: разнообразие аспектов (Шеймарданов Шамиль Фатович)

Проблемы, с которыми сталкивается молодой учитель: поиск и пути решения. Социализация личности обучающегося (Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна)

STEM-образование как инновационный инструмент в развитии современной школы (Салимзянова Эльмира Шавкатовна)

Образовательная траектория обучающихся (Миннибаев Эмиль Шарифович)

Формирование воспитательного пространства в цифровой образовательной среде (Галиуллин Ильгам Тагирович)

Подготовка будущих педагогов по физической культуре и спорту к взаимодействию с учащимися в условиях цифровой образовательной среды (Сигачев Михаил Юрьевич)