Марат Абясович Сафаров,

Институт экономики и управления в промышленности,

Россия, 105203, г. Москва, ул. 15-я Парковая, д. 8,

safarov84@mail.ru.

 

Продажа халяльного мяса имеет в Москве давние традиции и фиксируется еще в дореволюционный период. В советской Москве местом продажи халяльной конины были несколько палаток на Пятницком рынке в Замоскворечье. Именно опыт производства и реализации халяльной продукции, накопленной представителями татарской общины, повлиял на становление современной халяльной инфраструктуры в Москве. Рост потребности в халяльной продукции тесно связан с общим развитием мусульманской общины Москвы, со стремительным увеличением мусульманского населения в городе. В общих чертах этапы развития современной инфраструктуры халяль в Москве напоминают аналогичные процессы в городах Западной Европы, обусловленные сходством социокультурных и демографических особенностей формирования общин. На развитие халяльной инфраструктуры влияют такие факторы, как наличие в московской общине прочно урбанизированных татар и значительного количества трудовых мигрантов, социальное расслоение, пищевые традиции, обусловленные принадлежностью к различным этносам, что влияет на ассортимент продукции (например, представители вайнахских народов не употребляют в пищу конину, столь популярную среди татар и занимающую существенное место в продажах халяля в Москве). В то же время активно развиваются различные формы продажи мяса внутри и для замкнутых социальных групп мигрантов.

 

Ключевые слова: халяль, татары, мигранты, пищевые запреты, конина, мясная продукция, потребители, инфраструктура.

 

Статья (полная версия)