О кафедре

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования создана в 2009 г., осуществляет подготовку специалистов для дошкольных образовательных учреждений, педагогических колледжей и вузов Республики Татарстан. На кафедре разработаны стандарты, учебные планы, образовательные программы подготовки специалистов для системы дошкольного образования. Специальности «Методист-организатор дошкольного образования», «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии» студенты получают на базе педагогического колледжа (по заочной форме обучения), работая одновременно в детских садах. На дневном отделении кафедра осуществляет подготовку бакалавров по детской практической психологии и педагогов для дошкольного образования.

Заведует кафедрой доктор педагогических наук, профессор В.Ф.Габдулхаков. По результатам научно-исследовательской работы кафедра два года подряд (2009, 2010 гг.) занимала первые места в педагогическом университете. Две книги отмечены дипломом «Университетская книга» на Поволжских конкурсах научных работ преподавателей вузов (в Чебоксарах).

Кафедра ежегодно проводит Приволжский региональный конкурс инновационных идей для системы дошкольного образования. Цели конкурса: 1) выявление уровня научно-методической культуры педагогов ДОУ и тех, кто готовится работать с маленькими детьми; 2) проверка готовности педагогов ДОУ, студентов дошкольных отделений училищ, колледжей и вузов к инновационной деятельности; 3) объединение творческого и научно-методического потенциала детских садов, педагогических училищ, колледжей и вузов вокруг Института педагогики и психологии КПФУ как научно-методического центра инновационной деятельности в сфере дошкольного образования; 4) создание регионального банка инновационных идей в сфере дошкольного образования Приволжья.

В 2011 г. на кафедре защищена докторская диссертация Н.Г.Марковой на тему «Культура межнациональных отношений в образовательном пространстве вуза».

Кафедра организует и проводит ежегодно по 4 научно-практические конференции международного, всероссийского уровней; издает журналы (научно-методические практико-ориентированные выпуски) «Поликультурное языковое образование», «Развивающее образование», «Личностно-развивающее образование».

Кафедра сотрудничает с центральным (московским) журналом «Современное дошкольное образование. Теория и практика», с главным редактором журнала доктором психологических наук, профессором Е.Н.Вераксой.

В настоящее время работают 1 доктор педагогических наук, профессор; 4 кандидата педагогических и психологических наук – доценты, 1 кандидат психологических наук – старший преподаватель, 2 старших преподавателя без ученой степени, 2 ассистента.

Кафедра готовит специалистов для системы дошкольного образования по направлениям: 1) методист-организатор дошкольного образования; 2) преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Функционирует бакалавриат по детской практической психологии (набор 2007 года) – одна группа.

Подготовлены стандарты, учебные планы, образовательные программы по бакалавриату, магистратуре (управление дошкольным образованием, детская практическая психология, поликультурное языковое образование, раннее языковое развитие ребенка и др.). Однако заказа на подготовку таких специалистов, контрольных цифр для набора по этим направлениям в магистратуру (или бакалавриат) не было.

Структурные подразделения кафедры – лаборатории раннего языкового развития, поликультурного языкового развития, современных технологий дошкольного образования – общественные лаборатории на базе ДОУ и гимназий – экспериментальных площадках кафедры (ДОУ № 25 г. Казани, ДОУ № 15, гимназии № 3 г. Зеленодольска и др.).

Научные направления


Коллектив кафедры работает над проблемой персонификации профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования. Решение этой проблемы связано с разработкой субъектно-ориентированных подходов к профессиональной подготовке педагогов, с созданием программно-методического и учебно-методического обеспечения поликультурного языкового развития детей, с разработкой технологий предупреждения девиантного поведения и развития у детей одаренности.