О кафедре

Кафедра педагогики ведет свое начало с 1877 г., когда в казанском учительском институте началось преподавание педагогических дисциплин. Преподавание педагогики как основного учебного предмета началось на 2-ом году обучения и поручалось, согласно уставу, самому квалифицированному и опытному педагогу, руководителю педагогического коллектива и председателю педагогического совета – директору института, которым тогда был талантливый педагог и организатор педагогического образования Е.И. Парамонов (1876 – 1896). Именно он провел первые занятия по педагогике в 1877 – 78 учебном году.

С 1918 года курс педагогики начал вести новый директор института – видный дидакт, методист и организатор начального образования А.И. Анастасиев (1852 – 1919), который значительно усилил систему общепедагогической подготовки, разработал программу преподавания педагогики с элементами логики и психологии на уровне лучших достижений науки того времени. Он является основоположником научно-педагогических исследований вуза.

В 1918 году, когда институт приобрел статус высшего учебного заведения, одной из первых он открытых в нем кафедр стала кафедра педагогики. Членами и руководителями этой кафедры на протяжении почти девяноста лет ее существования были многие выдающиеся ученые – А.А. Красновский. В.Я. Струминский, В.М. Горохов, Я.И. Ханбиков, Н.А. Половникова, Д.В. Вилькеев и многие другие.

Первым руководителем кафедры педагогики стал крупный ученый-педагог, профессор, ректор вновь созданного Высшего института народного образования А.А. Красновский (1885 – 1953), который активно отстаивал актуальные идеи демократизации системы образования, активизации образовательного процесса в школе и вузе, был одним из создателей новой советской педагогики.

В научно-педагогических исследованиях кафедры педагогики в разное время уделялось особое внимание изучению истории образования и педагогической мысли, развития познавательной самостоятельности и активности школьников, теории проблемного обучения, проблем социальной педагогики, исторических и теоретических основ педагогического образования, а также разработке проблем управления в системе образования.

Сегодня в центре научно-исследовательской работы кафедры стоят проблемы выявления и реализации воспитательного потенциала будущего педагога.

Научные направления