Виталий Григорьевич Родионов,

Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова,

Россия, 428015, г.Чебоксары, Московский проспект, д.15,

vitrod1@yandex.ru.

 

Автор статьи полагает, что для выявления диалогических отношений между литературами пригодны все виды сравнений, что их национальное своеобразие выявляется не только сопо-ставительным анализом. Выделяется следующий тип диалогических отношений – типологиче-ский диалог. На примере развития просветительских и национально-освободительных идей в Урало-Поволжье автором доказывается, что общие внешние факторы, в большинстве случаев оказавшие на татарскую и чувашскую литературы одинаковое воздействие, способствовали образованию в области их поэтики больше несходств и различий, чем аналогий и параллелей. Выделяются следующие хронологически последовательные типы диалогических отношений между литературами двух родственных народов: противопоставляющий диалог, типологиче-ский диалог. На общем фоне чувашская лирика и лироэпика начала ХХ века оказались ради-кальнее, чем татарская поэзия того же периода. Последняя отличилась своей этноцентрично-стью. Начиная с 1908 г. в обеих усиливаются медитативные тенденции и некоторая пессими-стичность. Татарская и чувашская прозы в области поэтики развивались в разных направле-ниях: первая тянулась к европейским традициям, вторая – стремилась к синтезу восточных и западных традиций. Таким образом, под воздействием общих внешних (типологических) фак-торов образовались уникальные художественные системы татарского и чувашского народов.

 

Ключевые слова: татарская и чувашская литературы, типы диалогических отношений, ти-пологический диалог, своеобразие, религиозно-просветительская деятельность, этнокультур-ное сознание, народные традиции.

 

Статья (полная версия)