На сегодняшний день кафедра теории и практики преподавания иностранных языков – это сплоченный коллектив высококвалифицированных преподавателей, имеющих многолетний стаж педагогической и научной деятельности, а также молодых специалистов и носителей языка из Европы и США. В штате кафедры работают специалисты разных направлений – доктора наук (6 человек), кандидаты наук (24 человек), старшие преподаватели (4 человека) и ассистенты (20 человек).
Основная образовательная цель кафедры – формирование языковой и методической компетенции будущих специалистов в области обучения иностранным языкам в рамках профессиональной подготовки и переподготовки на всех ступенях и уровнях системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка).
Кафедра является выпускающей и представляет собой мощный педагогический и лингвистический центр по подготовке высокопрофессиональных учителей и преподавателей по двум и более иностранным языкам, сочетающий долголетний педагогический опыт со стремлением к внедрению в учебный процесс новейших передовых достижений методической науки, научный кластер лингвистических и лингводидактических исследований образовательных организаций и научных учреждений языкового профиля.
Миссия кафедры
осуществление образовательной, научной, социально-культурной и международной деятельности в рамках профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе непрерывного иноязычного мультилингвального образования.
Модель педагога-лингвиста нового поколения включает:
- владение двумя-тремя иностранными языками и принципами их функционирования в различных сферах речевой коммуникации;
- специализированные навыки и умения в области методики преподавания иностранных языков;
- высокий уровень общего гуманитарного образования;
- навыки эффективного использования инновационных технологий;
- непрерывное комплексное повышение собственной языковой и методической компетенции
История возникновения и развития кафедры:
Кафедра теории и практики преподавания иностранных языков была создана 1 апреля 2019 г. с целью разработки систем и методик обучения иностранному языку в рамках внедряемого в КФУ проектно-деятельностного подхода к профессиональному обучению; усиления лингвистической и методической подготовки магистрантов и аспирантов в рамках профессионально-ориентированного компонента «Иностранный язык», а также расширения участия студентов в программах дополнительной квалификации.
Кафедра знаменита своими традициями в подготовке специалистов по направлению «Учитель иностранного языка». Учебные дисциплины, преподаваемые профессорско-преподавательским составом кафедры в рамках образовательных программ, нацелены на практическое овладение студентами иностранным языком и культурой. В организации учебного процесса применяются современные достижения в области мультимедийных и цифровых технологий, что позволяет раскрыть многообразие языка и сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов в области иностранных языков. Преподаватели кафедры постоянно актуализируют содержание и создают новые программы курсов и спецкурсов, курсов по выбору с целью повышения эффективности учебного процесса.
Богатая история кафедры неразрывно связана с Факультетом иностранных языков. Сегодня кафедра теории и практики преподавания иностранных языков – это учебно-научное подразделение университета, соединяющее несколько направлений языковой и методической подготовки:
Кафедра теории и практики преподавания иностранных языков выпускает специалистов в области методики и лингвистики, конкурентоспособных и востребованных в различных учебных организациях страны, а также во многих государственных структурах и отраслях народного хозяйства.
Приоритетные направления исследования:
1. Языковая идентичность
Актуальность данного направления деятельности определяется отсутствием в современной лингвистической парадигме понимания, общей теории и методологии изучения влияния современных социальных процессов (контакты народов-носителей разных языковых культур, глобализация, вестернизация, глокализация) на идентичность личности.
2. Двуязычная лексикография
Актуальность проводимого исследования заключается в необходимости свести воедино основные принципы имеющихся учебно-методических пособий по лексикографии и опыт зарубежных лексикографов, что выведет словари на новый качественный уровень.
3. Технологии обработки и анализа текста
Автоматизированная программа, анализирующая сложности текстов и позволяющая проверить текст на соответствие уровню владения иностранным языком
4. Теория и методика обучения иностранным языкам (в том числе, в рамках приоритетного направления «Учитель XXI века»), одной из задач этого направления является продвижение ученых института в ведущих ассоциациях по образованию (American Educational Research Association и BERA - British Educational Research Association), EUROCALL, включающее исследования в области методики преподавания иностранного языка (электронное обучение, языковое обучение дошкольников, интеграция соцсетей, цифровых технологий в процесс обучения языку и пр.).