Материалы предоставлены сайтом Soprotivlenie.org и размещены здесь с согласия администрации сайта.

 

Материалы для скачивания:

 

Рекомендации населению в случае возникновения экстремальной ситуации

Эти Рекомендации адресованы не только простому населению, но, прежде всего, специалистам экстренных служб и правоохранительных органов, поскольку они в большинстве своем работают непосредственно в очаге чрезвычайной или экстремальной ситуации и одними из первых подвергаются их разрушительному психологическому воздействию. При осуществлении ими своих функций знание и распространение этих Рекомендаций среди населения позволит им качественно выполнить стоящие перед ними задачи, избежать негативных последствий и сохранить здоровье не только себе, но и многим, многим людям.


Что происходит с людьми после бедствия, катастрофы, взятия в заложники или другого травматического события?

Шок и отрицание – типичные реакции на терроризм, катастрофы и другие травмы, особенно сразу после события. И шок, и отрицание – нормальные защитные реакции. Шок – внезапное, сильное расстройство эмоционального состояния. Отрицание подразумевает то, что человек не признает случившееся.

Реакции на травматическое событие могут быть различны. Ниже приводятся нормальные реакции на травматическое событие:

5 - Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что Ваше уравновешенное поведение будет больше способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните, что это нормально испытывать те чувства, которые в сложившейся ситуации захватили его.

6 - Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку успокоиться (как через психологический канал, так и физический – ребенку может требоваться не только больше ласки, и внимания, но также больше выхода физической энергии). Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.

7 - Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом – пластилин, краски, журналы.

8 - Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

9 - Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией на его рассказ родителей. Если же ребенок застревает и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.

10 - Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это моет помочь ребенку восстановить чувство стабильность и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.

11 - Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими – учителем и др. узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.

12 - Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много после травматического события.

13 - Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасителей, помочь собрать деньги.

14 - Помните, что дети выживают и восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.

15 - Обратитесь за помощью, если Вы сами чувствуете себя тревожно и расстроено. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если у Вас у самих будет больше поддержки.


Когда обратиться к профессионалу?

Некоторые люди могут самостоятельно справиться с эмоциональными и физическими затруднениями, вносимыми травматическим событием. Однако часто серьезные проблемы могут оставаться и беспокоить человека. Например, его может захлестывать грусть, нервозность, чувства и состояния, влияющие на его отношения с другими людьми и работу. В случае длительных реакций, пагубно отражающихся на жизнедеятельности человека, необходимо обратиться к специалисту, который поможет найти конструктивные способы разрешения ситуации и справиться с эмоциональными проблемами.


Примечание: Разработаны совместно НПЦ «Психология экстремальных ситуаций» Психологического института Российской академии образования, руководитель А.В.Захаров и Центром экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Департамента образования города Москвы, руководитель к.психол.н. Е.В.Бурмистрова.