Заведующий кафедрой – профессор, доктор географических наук, Сироткин Вячеслав Владимирович.

Кафедра географии и картографии была образована в 2011 г. на базе кафедры физической географии – дата основания 26 ноября 1888 г. и экономической географии – дата основания 11 сентября 1932 г. На кафедре в разные годы работали такие известные ученые и специалисты как Ю.Р. Архипов, Н.И. Блажко, Е.П. Бусыгин, Г.П. Бутаков, Н.И. Воробьев, А.П. Дедков, Н.В. Зорин, П.И. Кротов, В.Н. Сементовский, А.В. Ступишин, Р.Г. Хузеев.

Современный состав кафедры – это 1 профессор, 8 доцентов, 2 старших преподавателя, 3 ассистента, 2 сотрудника учебно-вспомогательного состава, 4 аспиранта.

На кафедре ведется подготовка специалистов по двум специальностям: «География» (специализации – «Физическая география» и «Региональный анализ и хозяйственная организация территории»), «Прикладная информатика в географии». В соответствии с ФГОС ВПО с 2011 года осуществляется набор на направления подготовки «География» бакалавриата (профили «Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география») и магистратуры (программы «Физическая география и ландшафтное планирование» и «Экономическая география и территориальное планирование»).

Учебные планы предусматривают фундаментальную подготовку молодых специалистов в области географического и экологического анализа, моделирования природных и социально-экономических пространственных образований, геоинформационных технологий и геоинформационного картографирования. Наряду с этим кафедра обеспечивает преподавание географических дисциплин для студентов других факультетов и институтов Казанского (Приволжского) федерального университета, а также высших учебных заведений г.Казани.

Основным научным направлением кафедры является «Динамика и взаимодействие природных и социально-экономических систем». В рамках данного направления проводятся исследования в областях:

В учебно-образовательном направлении кафедра нацелена на непрерывное обновление, оптимизацию системы обучения студентов, улучшения качества профессиональной подготовки выпускаемых специалистов и удовлетворение потребностей рынка труда.