1. Могут ли допускаться к обучению по ДПО лица, имеющие непрофильное образование (медицинский и педагогический профиль)?
К обучению по программам ДПО допускаются лица, имеющие высшее образование, при этом учитываются квалификационные требования и профессиональные стандарты. По программам повышения квалификации (ПК) могут обучаться специалисты, имеющие непрофильное образование, с целью расширения знаний, но расширения компетенций ПК не дает. В каждом случае учитывается квалификационные требования и профессиональные стандарты, также содержание образовательной программы ДПО.
2. Могут ли проходить профессиональную переподготовку и повышение квалификации по одной образовательной программе ДПО слушатели с ВПО и СПО?
Разработка программ идет из стандартов ВПО. Результаты формулируются по-разному. Не должны смешивать выпускников разных образований. Но нужно смотреть индивидуально: если материал воспринимается (осваивается), то можно брать лиц с СПО и ВПО.
Использовать приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. о соотношении уровней образования.
3. Можно ли принять на программы ДПО лиц с дипломом НПО, полученным до 01.09.2013 года (с 01.09.2013 г. НПО приравнено к СПО)?
Нельзя. С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» НПО включено в уровень СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а не приравнено к нему. Лиц, имеющих начальное профессиональное образование, можно принимать на повышение квалификации и профессиональную переподготовку только в рамках профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки рабочих кадров и служащих.
4. Можно ли, опираясь на п. 11 Приказа от 01.07.2013 г. №499, зачислить на программу профессиональной переподготовки (а также на программу повышения квалификации) «преподавание биологии в общеобразовательной школе» лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «агрономия», квалификация «агроном»? Каков порядок использования пункта 11 Приказа 499 от 01.07.2013 с точки зрения применения направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования?
Можно. Закону это не противоречит. Но программа профессиональной переподготовки должна это учитывать. Это решение образовательной организации и оформляется как индивидуальная образовательная траектория. Если это происходит в вузе, то можно это (программу) сделать из модуля программы ВПО. При этом надо учитывать отраслевые особенности (см главу 8 273-ФЗ).
5. Должны ли быть предъявлены определенные требования к слушателям «на входе» профессиональной подготовки? Например, можем ли мы обучать инженера-строителя по программам профессиональной переподготовки «Управление персоналом» (или военнослужащих и безработных и т.д. или наоборот), согласно п. 11 приказа №499?
Могут быть внутренние самоограничения. Можно устроить входной контроль, распределить по группам, где должна учитываться возможность достижения необходимого уровня квалификации (компетенций). Или месяц обучать в тестовом режиме. Если слушатель осваивает компетенции и может по окончании пройти итоговую аттестацию, то пусть обучается.
6. Может ли слушатель, получающий или имеющий среднее профессиональное образование, пройти переподготовку не по профилю образования и получить диплом установленного образца?
Может, законом не запрещается. Пример: изучая медицину, слушатель может пройти переподготовку по иностранному языку.
7. Может ли КФУ самостоятельно устанавливать пороговый уровень РКИ (русский как иностранный) для иностранных граждан по программам ДПО?
Может. Требования к начальному уровню знаний обучающихся по данному профессиональному образованию определяет вуз. В программе необходимо указать уровень компетенций, с которыми обучаемый принимается на обучение и какие компетенции он получит на выходе. Таким образом вуз определяет минимальный базовый уровень знаний обучаемого. При несоответствии уровню требований вуза обучаемый на учебу может не приниматься.