О ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ «ИСЛАМОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»
Л.Алмазова
(Часть вторая)

 

 

   Отдельные лекции, прочитанные в рамках курсов повышения квалификации, в большей степени были представлены профессорами, принадлежащими к американской      востоковедной традиции.

   Эдвард Лаззерини в своей презентации о феномене джадидизма в истории татар говорил, прежде всего, об этом явлении, как о модели адаптации татаро-мусульманского общества к Новому времени. Ученый полагает, что суть проблемы лежит в смене эпистемологической парадигмы: от традиционалистских моделей обращения к устойчивым тяжеловесным средневековым методам аргументации, джадиды переходят к новым способам понимания и действия в новой реальности. Они облегчают сначала методику школьного обучения, а затем распространяют реформы на культурную, экономическую и политическую сферы.  Следует отметить, что взгляд ученого, рассматривающего проблемы татарского социума извне чрезвычайно полезен для местных ученых, уже многие годы ведущих споры об основных характеристиках явления джадидизма.

   Профессор Морган Лиу в своей лекции "Осмысление мусульманского благочестия в современной Центральной Азии» остановился не только на вопросах, заявленных в названии, но и по просьбе аудитории рассказал о подходах и методах западной антропологии в исследовании современных этнических процессов. Презентация шла на русском языке и сопровождалась яркими иллюстрациями на экране, собранными автором в процессе его полевой работы в Оше (Кыргызстан), в той части города, что населена узбеками. Перед глазами слушателей прошла краткая история возрождения исламской идентичности этноса, сопровождавшаяся возникновением новых религиозных традиций, укреплением махали в условиях конфликтной политической  ситуации противостояния узбеков и киргизов. Лекция была построена на основе недавно вышедшей книги Моргана Лиу “Under Solomon’s Throne. Uzbek Visions of Renewal in Osh” (University of Pittsburg Press, 2012).

   Профессор  Пол Верт в двух лекциях представил картину своих собственных исследований в области проблем государственной политики Российской Империи в отношении «иностранных исповеданий». Для казанских специалистов лекции этого ученого оказались полезными еще и потому, что Пол Верт представил целостный взгляд на российскую политику не только в отношении мусульман, но и в отношении других религий. Таким образом, стала более понятна специфика этой политики в отношении и самих мусульман, поскольку главной целью царской администрации в период с конца 18 до  начала 20 века было не столько ущемление прав последователей всех инославных религий, сколько использование их потенциала для осуществления управления государством. Именно поэтому каждая конфессия получила присущую православию иерархию служителей с верховным религиозным лидером по главе (в случае с Римско-католической церковью, все католические епархии были подчинены епископу Могилевскому, ту же роль в отношении российских буддистов был придан Пандита-хамбо-ламе, для мусульман было создано Оренбургское магометанское духовное собрание во главе с муфтием) для того чтобы власти могли возлагать на них соответствующие обязанности и контролировать  через них неправославное население.    И наконец, три лекции доктора экономических наук Рената Беккина были посвящены вопросам функционирования исламской экономики в современных условиях. Выступления профессора, вызвали у аудитории неподдельный интерес, выразившийся в настоящем шквале вопросов к лектору. Дело в том, что область исследований исламоведов концентрируется  чаще всего вокруг  интеллектуальных процессов в исламе, далеких от материальных нужд и каждодневной реальности. Исламская экономика, сфера влияния которой уже перешла границы, собственно стран с мусульманским населением, имеет дело с решением материальных проблем, весьма остро стоящих перед мусульманским сообществом.   Ренат Ирикович подробно остановился на принципообразующих этических характеристиках исламской модели экономики: нацеленности на решение проблемы бедности, на справедливое распределение ресурсов, на ограничение неудержимого стремления к росту  материального потребления. Профессор также рассмотрел имеющиеся механизмы претворения этих принципов в жизнь: запрет на ссудный процент, доверительное финансирование (мудараба), товарищество (мушарака), беспроцентный заем (крд хасан) и ряд других. Среди множества вопросов от слушателей, прозвучал, пожалуй, самый главный: может ли исламская модель экономики конкурировать с западной моделью, и смогут  ли люди когда-нибудь перейти исламским формам, раз они настолько заботятся о базовых для всех людей принципах социальной справедливости. Ученый ответил, что победа исламской экономики возможна лишь при переходе всего человеческого сообщества к исламской форме государства, что на данном этапе звучит весьма утопично, а потому исламская экономическая модель и в дальнейшем останется лишь одним из акторов в мировой игре финансов.  

   Помимо курсов лекций и отдельных презентаций ведущих специалистов в рамках летней школы прошел Круглый стол по мусульманскому образованию. На него, помимо участников курсов, были приглашены и идеологи религиозного образования в Татарстане: Валиулла хазрат Якупов[4], на тот момент времени, начальник отдела образования ДУМ РТ, Рустам Батров, проректор по научной работе Российского исламского института, Руслан Садриев, руководитель центра дополнительного исламского образования «Жемчужина веры», Резеда Сафиуллина, преподаватель Российского исламского университета, а также ученые занимающиеся проблемами мусульманского образования в различных регионах: Виталий Хромец, Виктория Василенко (оба из Украины), Ахмет Ярлыкапов (Дагестан) и др. Среди вопросов, заявленных в программе Круглого стола, было два главных: какое место должно занимать обучение религии в современной системе образования, и кого, собственно, готовят современные медресе.  

   Точки зрения участников, отвечающих на эти два вопроса были диаметрально противоположными: от уверенности в победе религии и ее повсеместном введении в школах и вузах (Валиулла Якупов) до необходимости дистанцироваться от пропаганды той или иной религии в школе, сохранении ее, как области личного выбора, без давления со стороны образовательных институтов (Виталий Хромец). Что касается компетенций выпускников медресе, мнения также разделились: от идеи того, что медресе, как учебные заведения профессиональной подготовки мусульманского духовенства не должны функционировать вообще, поскольку каждый мусульманин обязан обладать необходимыми для самостоятельного выведения решений из источников ислама (Руслан Садриев) до более традиционной точки зрения, о постепенной эволюции религиозного образования и доведения его до уровня светского вузовского образования (Валиулла Якупов, Рустам Батров).

   После краткого обзора содержания лекций и выступлений на Круглом столе, несколько слов хотелось сказать и о составе слушателей курсов. Среди них - признанные в Казани специалисты – востоковеды, которые и сами могли бы представлять интерес в качестве лекторов: Алсу Арсланова, доктор наук, известный иранист, лауреат премии президента Республики Иран в 2007 за лучшую книгу года, Гузель Сайфуллина, кандидат искусствоведения, научный сотрудник кафедры восточных языков Утрехтского университета (Нидерланды), Дамир Шагавиев, заведующий отделом исламоведения Института Истории им. Ш.Марджани АНТ и др. 35 из 44  слушателей – доктора и кандидаты наук.  В связи с тем, что уровень подготовленности аудитории был достаточно высок, подача лекторами материала, задаваемые вопросы и дискуссии отличались профессиональной точностью и проникновением в суть проблематики. Профессор Александр Кныш заметил в одной из своих бесед, что он получил от аудитории не меньше, чем дал сам, что, конечно же было преувеличением. Однако в определенной степени данное высказывание отражает академическую атмосферу летней школы. 

   Удивительным оказался тот факт, что во время проведения курсов повышения квалификации не возникло конфликтов или противостояний между светски настроенными слушателями и религиозно ориентированными участниками курсов. Уровень научного рассмотрения проблем позволил полностью снять все проблемы и предубеждения. 

   Существенную роль в проведении курсов сыграли широкие возможности Казанского университета, располагающего всеми необходимыми материальными и человеческими ресурсами: аудиториями с прекрасной акустикой и мультимедийной аппаратурой, компетентными сотрудниками Центра информационных технологий, обеспечившими возможность трансляции лекций в режиме он-лайн для слушателей в вузах – партнерах по Программе, точками общественного питания, готовящими пищу халял, и подстраивающимися под нужды верующих участников.

   В дальнейшем научно-методический центр этнокультурного образования КФУ (начальник центра, к.ф.н. Л.Алмазова), отвечающий за реализацию Федеральной целевой программы  по подготовке специалистов со знанием истории и культуры ислама, планирует проведение курсов повышения квалификации по проблемам современного ислама, по вопросам изучения восточных языков в контексте развития исламской культуры, по проблемам эволюции мусульманских сообществ  в условиях Российской Федерации. У организаторов, лекторов и участников летней школы сложилось устойчивое мнение о том, что непредвзятые знания об исламе и его истории смогут стать основой, на которой многоконфессиональное общество Республики Татарстан сможет построить гармоничные отношения внутри социума, тем самым подав пример добрососедства, сотрудничества и взаимопонимания. 

 

 

 

Алмазова Лейла Ильдусовна, кандидат философских наук,

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

начальник научно-методического центра этнокультурного образования ИФИ КФУ;

старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения

Института Истории им Ш.Марджани АНТ

 

 

 

 

[4] Валиулла Якупов – начальник отдела образования ДУМ РТ трагически погиб 19 июля 2012 года в результате огнестрельного ранения.