О ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ «ИСЛАМОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»
Л.Алмазова
(Часть первая)

 

   Ислам, как самая молодая из трех авраамических религий, в настоящее время переживает самый настоящий возрожденческий бум. Покинув границы, собственно, исламского  мира, мусульмане расселяются в странах, доселе не сталкивавшихся с исламом, с обычаями и традициями народов, исповедующих эту религию. Подобная встреча культур создает определенные поля напряжения  в различных государствах, нередко переходящие в конфликтные ситуации. Так, в Дании прогремели события, связанные с карикатурами на пророка Мухаммада, Во Франции – волнения из-за запретов властей на ношение хиджаба. В основе этих происшествий, совершенно очевидно, лежит процесс  глобализации, который стартовал на Западе и развивается по его законам. Мусульмане за пределами мусульманского мира, да и мусульманский Восток в целом, стремясь сохранить свою идентичность, занимают преимущественно оборонительную позицию, хотя нередко, переходят и в наступление. Не обошли эти проблемы и территорию Российской Федерации, в которой, между тем, мусульмане в отдельных регионах (на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале, в некоторых районах Сибири) являются коренным населением и за многовековую историю совместного сосуществования с православными превратились в неразделимый подчас  конгломерат народов и культур.

   Государственные структуры РФ пытаются найти комплексное решение проблем, связанных с проблемой существования поликонфесионального социума на своей территории. Так в 2007 году был начал широкомасштабный проект по реформированию системы религиозного образования и подготовке светских специалистов – компетентных исламоведов, способных грамотно подходить к разрешению возникающих в этой деликатной сфере конфликтов. Государство выделило средства нескольким государственным ВУЗам из различных российских регионов[1] для организации работ по проекту[2]. Одним из направлений его реализации стали регулярные курсы повышения квалификации по различным вопросам ислама для преподавателей светских и религиозных учебных заведений, аспирантов, исследователей и специалистов государственных структур.

   В рамках этого проекта с 27 июня по 11 июля 2012 в Казанском (Приволжском) федеральном университете прошли курсы повышения квалификации «Исламоведческие исследования в России и за рубежом» с приглашением ведущих востоковедов России и Соединенных Штатов Америки. 

   Состав лекторов – профессоров был поистине уникален. Так совпало, что в начале июля в Казани, совершенно случайно оказалось сразу несколько специалистов исламоведов из ряда крупнейших университетов Америки – профессор Александр Кныш (Мичиганский университет), ведущий специалист по истории суфизма, профессор Эдвард Лаззерини (Университет Индианы), известный исследователь истории татар и феномена джадидизма, профессор Морган Лиу Университет штата Огайо), молодой ученый, занимающийся проблемами возрождения ислама в Центральной Азии, профессор Пол Верт (университет Невады), много лет изучавший религиозную политику Российской Империи 18-нач 20 вв.

   Среди приглашенных российских профессоров, также очень известные имена: профессор Дмитрий Фролов, ИСАА при МГУ, арабист, специалист по тафсирам Корана, профессор Тауфик Ибрагим, ИВ РАН, посвятивший много лет изучению философского направления калама, а также биографии пророка Мухаммада (Сира), профессор Светлана Кириллина, исследовательница реформационных процессов в исламе, в последнее время много внимания уделяющая проблеме взаимопонимания между представителями православной и мусульманской культур, профессор Ренат Беккин, МГИМО и ИВМО КФУ,  занимающийся проблемами исламской экономики.

   Таким образом, летняя школа стала возможностью для слушателей познакомиться, по меньшей мере, с двумя различными школами в исламоведении: западной и российской. Между тем, программа курсов была составлена так, что (по объективным причинам) большая лекционного времени принадлежала профессорам российской школы. Тематика подразделялась на три основных блока:

1. Общая исламоведческая проблематика: курс из 9 лекций «Исламоведение» (проф. С.Кириллина);

2. Отдельные крупные блоки вопросам интеллектуальной истории ислама: «Суфизм в исторической перспективе» 8 лекций, «Идеологические и политические течения в современном исламском мире» 8 лекций (оба проф. А.Кныш), «Толкования Корана: классическая традиция» 9 лекций (проф. Д.Фролов), «Калам» 9 лекций (проф. Т.Ибрагим).

3. Частные вопросы функционирования мусульманских сообществ и институтов: «Феномен джадидизма в духовной истории татар» 1 лекция (проф. Э.Лаззерини), "Осмысление мусульманского благочестия в современной Центральной Азии» 1 лекция (проф. М.Лиу), «Урегулирование границ между православием и иноверием с 18-го века до начала 20-го» 1 лекция, «Международное измерение "иностранных исповеданий" в Российской Империи» 1 лекция (обе проф. П.Верт), «Исламские теории развития в мусульманском мире в 20-21 веках» 1 лекция, «Проблема толкования запрета ссудного процента в современном мире» 1 лекция, «Исламские экономические институты в современном мире» 1 лекция (все три лекции проф. Р.Беккин).

   Профессор Светлана Кириллина применила уникальный метод выбора тем лекций. Поскольку курс «Исламоведение» состоял всего из 9 занятий, необходимо было найти тот набор проблем, который позволил бы дать общее представление о главных направлениях дискурса. Лектор остановилась на знаковых проблемах генезиса ислама и на феномене Корана, а дальнейший ход изложения сконцентрировала вокруг основных социальных институтов ислама: суфийские братства с их культом святых, вакфы, медресе и мечети. При этом Светлане Алексеевне удалось не только очертить сущностные контуры анализируемых явлений, но и привести яркие примеры функционирования в тех или иных феноменов, присущих исламу. Так слушатели были глубоко поражены рассказами о чудесах суфийских святых, повелевающих природными стихиями и животными, при этом наиболее сверхъестественные истории, которыми также пестрит  история мусульманских народов, по словам исследовательницы, осталась за рамками лекционной аудитории, дабы не задеть чувств присутствующих. Слушатели также отмечают лекции по вакфам, медресе, по архитектурным особенностям мечетей, как открывающим данную проблематику с несколько необычных ракурсов, и вместе с тем, дающих целостное представление о феноменах. В целом, курс «Исламоведение», прочитанный профессором, является классическим примером концентрированной презентации обширнейшего материала по исламу в рамках 18 часового модуля.

   Профессор Александр Кныш с полным правом, может считаться представителем как Российской, так и Западной школы востоковедения. Выпускник Восточного факультета ЛГУ, он после защиты диссертации несколько лет работал в ленинградском отделении Института Востоковедения АН СССР, занимался творчеством великого суфия Ибн Араби, переводил его труды. В 90-е годы Александр Дмитриевич уехал работать по гранту в США, и поскольку сфера научных исследований в те годы в постсоветской России находилась в глубоком упадке, то ученый остался в Америке, где местные специалисты высоко оценили уровень научной компетенции российского ученого.   

   Оба модуля, прочитанные профессором – «Суфизм в исторической перспективе»  и «Идеологические и политические течения в современном исламском мире» - являются, на самом деле, полугодовыми курсами, которые ученый читает для студентов Мичиганского университета. Автор данной статьи имела честь прослушать оба курса во время своей стажировки по гранту фонда Фулбрайта в 2010-2011 гг. Курс по суфизму обычно привлекает внимание тех студентов и аспирантов, которые специализируются на проблемах исламоведения, в то время как рассмотрение современных исламских течений собирает огромное число студентов, избравших самые разные специальности, нередко далеких не только от исламоведения, но и от гуманитарных наук. Между тем, для своей презентации обоих курсов в рамках летней школы в Казани Александр Кныш отошел от привычной для американских университетов формы занятий со студентами старших курсов, включающей постановку проблемы, и ее обсуждение на основе прочтения слушателями курсов комплекса научной литературы.

   За основу профессор взял исторический принцип изложения материала и за 8 занятий по  каждому из курсов представил основной круг вопросов, включающий истоки явления (суфизм и современные мусульманские идеологии),  основных представителей, анализ интеллектуальных построений различных направлений и групп в рамках феномена и современное состояние. Лекционный курс сопровождался великолепными презентациям в PowerPointe, которые шли на английском языке и включали в себя, помимо текста, еще и уникальный иллюстративный материал, собранный лектором во время его научных командировок.  

   Подобный подход к изложению материала был высоко оценен слушателями, поскольку позволил сформировать четкое представление об обоих феноменах – суфизме и современных исламских течениях – в исторической перспективе. Между тем, дискуссии вызвали дефиниции, предлагаемые Александром Дмитриевичем для различных исламских течений в рамках курса  «Идеологические и политические течения в современном исламском мире». Остались открытыми вопросы: к какой группе причислять таких мусульманских мыслителей как А.Соруш или Р.Ганнуши, можно ли их объединить в одну группу, именуемую исламским либерализмом и включать туда же  Мухаммада ал-Газали? Кого следует называть секуляристом в исламе? Дискуссия продемонстрировала, что те или иные определения исламских групп могут искажать реальную картину интеллектуальных дебатов. При этом, Александр Дмитриевич сделал весьма важное методологическое замечание, что для снятия всех вопросов, каждый автор, используя ту или иную дефиницию должен изначально дать ей подробное определение и лишь после этого использовать ее в своей научной работе. 

   Профессор Дмитрий Фролов уже не в первый раз приезжает в Казань для прочтения лекций. Слушателям запомнились его курсы по различным аспектам арабского языка. Проблема коранических тафсиров так же уже была предметом рассмотрения в лекция, прочитанных в Российском исламском институте в 2011 году. Модуль «Толкования Корана: классическая традиция» в 2012 году был построен нетрадиционным образом. Помимо теоретических лекций, в рамках которых профессор рассматривал различные аспекты толкования Корана (такие как история тафсиров, основные муфассиры, история переводов Корана на русский язык и ряда других) Дмитрий Владимирович провел несколько практических занятий, на которых он разбирал отдельные суры Корана, давал различные их толкования, комментировал отдельные слова и выражения, приводил целый спектр толкований средневековых муфассиров с акцентом на толкованиях Ибн Касира и ат-Табари.  Интересно, что в зависимости от степени владения слушателями арабским языком, данная практическая часть курса воспринималась либо как самая ценная (те, кто в совершенстве знают арабский язык), либо как самая сложная и недоступная для понимания (для тех, кому арабский язык не знаком в необходимом для постижения Корана объеме).  Публика также высоко оценила научную ценность лекции по переводам Корана на русский язык, в которой профессор тщательнейшим образом рассмотрел переводы российских авторов  Д.Богуславского, Г.Саблукова, И.Крачковского, Б.Шидфар, В.Пороховой, Э.Кулиева и некоторые другие, отметив, что доныне непревзойденным остается перевод Корана И.Крачковского, и даже переводы В.Пороховой – каждый ее последующий исправленный и дополненный вариант – все больше и больше приближается по смыслу к переводу Крачковского. Помимо этого авторитетнейшего переводчика Дмитрий Владимирович отметил также перевод Э.Кулиева, который он также рекомендует своим студентам, как наиболее точный.

    И наконец, последний из лекторов, представивших слушателям полный курс лекций из 9 занятий – Тауфик Ибрагим изложил свое видение феномена калама в истории ислама. Профессор является частым гостем в Казани, и его связывают многолетние контакты с Российским исламским университетом, где он прочел 2 курса лекций - по биографии пророка Мухаммада и по Хадисам в 2010-2011 гг. В этом году казанские специалисты попросили Тауфика Ибрагима прочитать курс по истории калама в связи с тем, что, во-первых, профессор является единственным в России специалистом по каламу подобного уровня,[3] а во-вторых, современная мусульманская умма в Татарстане пропагандирует историческую преемственность богословской традиции толкования исламского вероучения со школой калама Абу Мансура ал-Матуриди. Данная школа имеет определенные отличия от распространенной на Ближнем Востоке ашаритской школой калама.  Между тем, даже специалисты - исламоведы не могут зачастую подробно изложить суть различий между этими двумя направлениями.  Профессор с блеском справился с задачей дать подробную репрезентацию феномена калама и представить слушателям его исторические и географические формы развития: мутазилитский, ашаритский, матуридитский и современные школы калама. Интересным было замечание профессора о том, что калам оказался более жизнеспособным, нежели фальсафа, поскольку последняя опиралась в своих изысканиях на  определенный уровень развития средневековой науки, и как только изменились научные представления и ученые сделали рывок вперед, многие положения фальсафы, особенно в области метафизики, оказались лишенными всяких оснований (например, положение о небесных сферах, опирающееся на птолемеевскую астрономическую теорию). Калам же, как квинтэссенция рационалистической теологической традиции, сыграл важнейшую роль в развитии исламского интеллектуального дискурса, он противостоял ортодоксии и мракобесию. И даже михна, которую нередко называют «мусульманской инквизицией» требовавшей признания мутазилитского кредо веры, согласно исследованиям  профессора, на самом деле не имела к мутакаллимам прямого отношения и была политическим оружием халифа против оппонентов.

(конец первой части)

 

Нажмите сюда для перехода ко второй части статьи "Вторая часть"  

 

 

 

 

Алмазова Лейла Ильдусовна, кандидат философских наук,

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

начальник научно-методического центра этнокультурного образования ИФИ КФУ;

старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения

Института Истории им Ш.Марджани АНТ

 

 

 

[1] Северный Кавказ , Башкортостан, Татарстан, Москва и Санкт-Петербург.

[2] В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 196-дсп от 4 июля 2007 года «Об обеспечении подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама в 2007 году» Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, а с 2011 г. вуз-правопреемник Казанский (Приволжский) федеральный университет и вуз-партнер – Российский исламский университет были включены в перечень вузов, принимающих участие в реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

[3] Тауфик Ибрагим в 1980  году защити кандидатскую диссертацию  Атомистика  калама и ее место в средневековой арабо-мусульманской философии, а в 1984 году докторскую диссертацию «Философия калама (VIII-XV вв.)».