О кафедре

Начиная с 2003 года на кафедре педагогики активно разрабатывается проблема ориентации обучения на творческое саморазвитие конкурентоспособной личности.Важным этапом этих исследований является издание В.И.Андреевым "Конкурентологии" (учебного курса творческого саморазвития конкурентоспособности), Казань, "ЦИТ", 2002 - 467с., а так же подготовка и защита Ю.В.Андреевой докторской диссертации "Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов" 2006г. и докторской диссертации Э.Р.Хайруллиной "Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов-инженеров технологов" 2007г.

С 1995 года активно действует докторский Совет Д 212.081.02 по защите диссертаций по специальности 13.00.01 - общая педагогики и история педагогики и образования и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Председателем диссертационного совета на протяжении всего периода существования является заведующий кафедрой педагогики Казанского государственного университета, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Андреев Валентин Иванович. За последние 10 лет работы докторского диссертационного совета защищено 13 докторских диссертаций и более 100 кандидатских диссертаций.

По инициативе заведующего кафедрой педагогики В.И.Андреева с 2006 года выходит научный рецензируемый журнал "Образование и саморазвитие", входящий в перечень научных изданий, рекомендуемых ВАК Российской Федерации для публикации материалов диссертаций по педагогике и психологии.

История педагогики в Казани и Казанском университете:


Научные направления

В последние годы кафедра педагогики активно исследует проблемы мониторинга качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности, воспитания и творческого саморазвития студента, интеграции Российского образования в европейское образовательное пространство с позиций Болонского процесса. Мониторинговая составляющая должна включать следующие блоки: цели и ценности, компетенции, степень инновационности учебно-воспитательного процесса и используемых в нем средств обучения и воспитания, результаты научно-исследовательской и творческой деятельности. Результатом исследований явилось обоснование педагогической концепции ориентации высшего образования на саморазвитие студента как конкурентоспособной личности. При этом базовыми парадигмальными являются принципы: инновационности, прогностичности, конкурентоспособности и творческого саморазвития личности, системного мониторинга в управлении качеством обучения, воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности.

Этому направлению исследований были посвящены ежегодные Всероссийские научные и научно-практические конференции. Их тематика, варьируемая каждые 2-3 года, отражала тенденцию изменения и развития основного направления исследований кафедры педагогики. В качестве позитивных результатов работы конференций отмечены систематизация знаний в области подготовки конкурентоспособного специалиста и творческого саморазвития конкурентоспособной личности, а направленность на интеграцию инновационного, полипарадигмального, компетентностного подходов в образовании для повышения его качества.