Учитель, магистр гуманитарных наук, член правления Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, г. Рига, Латвия.



1. Мастер-класс: «Речевая компетенция современного школьника и... как за нее бороться».

«Речевая компетенция – свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. Это то, чего так не хватает современному школьнику. Речевая компетенция невозможна без культурной грамотности, которая требует знания основных понятий, известных грамотным людям повсюду, независимо от языка, на котором они говорят. Словарь культурной грамотности Хирша (1983) в свое время обратил внимание на серьезный недостаток культурных знаний среди американских студентов. Каким может быть «Словарь культурной грамотности ученика средней школы» из России или Латвии? Что такое агнонимы? Не слишком ли много неоправданных англицизмов-американизмов в нашей речи? Чтение с пониманием - норма для сегодняшнего ученика или исключение?

Понимая, что, по выражению И.Б. Зингера, «ошибки одного поколения становятся признанным стилем и грамматикой для следующих», современный учитель находится в постоянном поиске средств для предотвращения этих ошибок.

В формировании как культурной, так и речевой грамотности немалая роль отводится игровым элементам и методикам, которые также будут представлены на суд участников мастер-класса.


Мастер-класс: Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы.

Технологии творческого характера, развивающие самостоятельное мышление, важны не только для субъекта обучения, но и для самого учителя.

Необходимо не только осознать собственный педагогический опыт, изменения, происходящие в современном образовании, но и выбрать адекватные методы и стратегии для воплощения собственных замыслов. Например, хорошо известная педагогам Татарстана мастерская построения знаний и ценностно-смысловой ориентации, мастерская письма.

Данный мастер-класс будет посвящен технологиям рефлексивного характера, цель которых – помочь учителю приблизиться к ученику, иными словами, - учитель должен понимать, как именно его понимает ученик.
Мы рассмотрим технологию развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, а также метод портфолио и прием «чтение с остановками».

 

 

Вместе с этими мастер-классами также выбирают:

А.Г. Успенский