ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

IV Международной научно-практической конференции

«Математическое образование в школе и вузе: теория и практика»

(MATHEDU -2014),

посвященной 210-летию

Казанского университета и Дню математики

28-29 октября 2014 года в г. Казани состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU - 2014), посвященная 210-летию Казанского университета и Дню математики. В работе конференции приняли участие преподаватели и ученые высших учебных заведений, учителя школ, преподаватели техникумов, училищ, институтов повышения квалификации работников образования, региональных методических центров и межшкольных методических центров городов Казани, Москвы, Астрахани, Архангельска, Владивостока, Йошкар-Олы, Краснодара, Оренбурга, Санкт - Петербурга, Чебоксар, Республик Таджикистан и Казахстан, США и Республики Татарстан.

Организаторами IV Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU - 2014) выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт развития образования Республики Татарстан, Техасский университет (г. Эль-Пасо, США), Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт - Петербург), Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары).

Программа конференции включала пленарное и пять секционных заседаний: «Современные методики и технологии обучения математике и информатике в вузе», «Современные методики и технологии обучения математике и информатике в школе», «Многоуровневая подготовка учителей математики и информатики (бакалавриат, магистратура)», «Математическое моделирование и обучающие системы», «История математики и математического образования».

На пленарном заседании с докладами выступили: профессор Чошанов М.А. «Проблемы математического образования в США» (Эль Пасо, США), профессор Мерлина Н.И. «Исайя Максимович Максимов (1889 – 1976) – первый чувашский профессиональный математик» (Чебоксары), профессор Комилов А.Ш. «Об истории развития физико-математических наук на средневековом мусульманском Востоке» (Курган-Тюбе, Таджикистан), доцент Галканов А.Г. «Математический принцип парности и его применения» (Москва).

На конференции заслушано около 30 научных сообщений, материалы которых вошли в сборник докладов IV Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU - 2014).

Участники конференции отметили, что в настоящее время в современном мире и России повышается роль математики и математического образования. В «Концепции развития российского математического образования», принятой в декабре 2013 года, отмечается, что «математика может стать национальной идеей России ХХI века, и математическое образование должно явиться предметом государственной программы».

Математика лежит в основе всех современных технологий и научных достижений, она является одним из основных компонентов экономики. Математической деятельностью является создание современных информационных и коммуникационных технологий. Математика - основное средство развития логического и пространственного мышления учащихся, моделирования объектов реальной действительности. Математическая грамотность людей - обязательный элемент культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.

В России всегда была традиционно сильная система математического образования. В последние годы в ней наблюдаются некоторые изменения, обусловленные рядом объективных и субъективных причин. В развитии системы математического образования заинтересована вся математическая общественность России: от ученых-теоретиков до учителей-практиков. Проводимые в институте математики и механики им. Н.Н. Лобачевского ежегодные научно-практические конференции «Математическое образование в школе и вузе» имеют своей целью объединение всех творческих сил для реализации Концепции развития российского математического образования, для широкого обсуждения новой стадии школьного математического образования – внедрение ФГОСов поколения «3+».

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции постановили:

- преподавателям математики в педагогической деятельности опираться на теоретические исследования, раскрывающие современные проблемы, тенденции и перспективы развития математического образования, отечественный и международный опыт обучения математике в образовательных учреждения разных типов и уровней;

- акцентировать внимание на то, что приоритетом математического образования является развитие способностей к логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на математическом материале;

- добиваться четкого понимания роли математики в жизни общества и каждого человека, целей обучения математике всеми участниками образовательного процесса;

- в процессе обучения математике отказаться от знаниевой парадигмы в пользу общеразвивающей, направленной, прежде всего, на развитие логического мышления обучающихся;

- добиваться от учащихся, студентов сознательного усвоения математических понятий, умений и способов действий, позволяющих применить их в новых нестандартных условиях;

- содействовать формированию положительной мотивации учащихся, студентов к изучению математики;

- развивать способности к реальной математике: математическому моделированию, применение математики;

- широко использовать активные методы обучения математике, уделяя особое внимание самостоятельной работе учащихся;

- при отборе содержания обучения, конструировании системы заданий приоритет отдавать нестандартным задачам, а также задачам, имеющим несколько решений;

- определять возможность творческого использования идей инновационных  технологий обучения математике, в том числе и разработанных отечественными учеными, известных во всем мире: укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, проблемного обучения М.И. Махмутова, опыт В.Ф. Шаталова, технологию поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича, технологию коллективного способа обучения (КСО) и др.;

- широко использовать информационные и коммуникационные технологии, способствующие взаимодействию участников образовательного процесса, доступ к информационным источникам, эффективный мониторинг и контроль результатов образовательного процесса;

- осуществлять личностно-ориентированное обучение, обеспечивающее индивидуальный подход к учащимся.

Участники конференции отмечают значимость проведенного научного форума, способствующего установлению новых творческих связей, объединению научного потенциала для решения актуальных проблем в математическом образовании, выражают благодарность Оргкомитету конференции.