Предлагаемый доклад стал результатом почти трехлетней работы сотрудников Российского совета по международным делам (РСМД). Ее цель состояла в содержательном анализе англоязычных порталов российских университетов. Исследование велось в самом тесном партнерстве с одиннадцатью университетами – корпоративными членами РСМД. Представители университетов дали нам огромный массив информации о различных сторонах интернационализации, о специфике своей международной деятельности и использовании интернет-ресурсов для продвижения в международной образовательной среде. Они приняли самое активное участие в апробации многих идей и предложений, которые предлагаются в настоящем докладе.
Задача изучения интернет-ресурсов российских вузов стала логичным продолжением развития сотрудничества РСМД с университетами, начавшегося в 2011 г. Основная цель этой работы – создать предельно конкретный аналитический и образовательный продукт, который мог бы применяться университетами для решения задач, связанных с развитием интернет-ресурсов. В числе приоритетов рассматривались повышение привлекательности наших университетов за рубежом, рост их эффективности в качестве экспортеров образования.
Мы попробовали выявить проблемные вопросы интернационализации наших университетов. Одним из них оказалась эффективная организация содержания (контента) их англоязычных сайтов. На проблему как таковую мы обратили внимание в процессе работы над интернет-порталом РСМД. Имея собственный опыт, при изучении университетских сайтов мы отметили разрыв между высоким уровнем технического исполнения интернет-ресурсов вузов с одной стороны, и слабостью их наполнения контентом с другой.
Но одно дело – увидеть проблему. И совсем другое – проанализировать ее, перевести на язык данных, подготовить типовые решения для университетов. Именно этой задаче была посвящена наша работа. В ходе реализации проекта состоялись рабочие встречи с представителями одиннадцати крупных университетов, являющихся корпоративными членами РСМД. Был изучен целый ряд сайтов российских и зарубежных вузов. Сам этот процесс потребовал стандартизировать нашу аналитическую работу, перевести информацию о содержании сайтов на язык переменных. Сделать это было непросто. Ведь портал – это «живой организм», подстройка которого под любую общую схему неизбежно вызывает сложности. Полученная информация дала возможность организовать и провести более десятка учебных семинаров для российских университетов в Архангельске, Екатеринбурге, Калининграде, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске, Якутске.
Представляемый доклад стал обобщением полученных результатов. Удалось стандартизировать информацию о сайтах 45 российских и 11 зарубежных университетов в виде количественных данных. На этой основе был подготовлен «Индекс электронной интернационализации» российских университетов, который мы планируем обновлять на постоянной основе.
Как и любой индекс, предлагаемый инструмент имеет свои ограничения. Несомненно, он отражает лишь часть университетской активности в цифровой среде и еще меньшую часть деятельности вузов в развитии своих международных контактов. Эти ограничения очевидны. Индекс рассматривается нами в качестве лишь одного из возможных инструментов, которые университеты могут использовать в развитии своих электронных ресурсов и международных связей.
Вместе с тем, мы с удовлетворением отмечаем, что целый ряд наших наработок уже востребован университетами, а порталы нескольких ведущих российских вузов получили свое развитие благодаря нашему тесному сотрудничеству.
Резюме
Развитие Интернета и социальных сетей, а также растущая популярность английского языка в мире ставят вузы перед необходимостью совершенствования англоязычных электронных ресурсов. Эффективность их использования становится важным фактором экспорта образовательных услуг и повышения привлекательности российского высшего образования за рубежом.
Основная задача англоязычного сайта университета – выстраивание содержательной коммуникации с зарубежными целевыми группами. В их числе – абитуриенты, студенты, выпускники, исследователи и ученые, партнеры, СМИ, рейтинговые агентства и др.
Российские университеты обладают технически продвинутыми сайтами. Однако их содержательное наполнение на английском языке (контент) оставляет желать лучшего. Управление контентом – основная проблема в создании и поддержке интернет-ресурсов вузов.
Для оценки контента англоязычных интернет-ресурсов российских университетов в РСМД разработана система из 108 параметров (вопросов), объединенных в 16 смысловых блоков. Каждый блок отражает определенную функциональную сторону сайта. В числе таких блоков – информация о поступлении в университет, учебных программах, науке и исследованиях, библиотеке, возможностях трудоустройства и др. Каждый блок ориентирован на одну или несколько целевых групп.
На основе 108 параметров собрана и квантифицирована информация о контенте 45 ведущих российских университетов. Также собрана информация об 11 зарубежных вузах из первой сотни QS, для которых английский не является основным языком обучения (университеты Франции, Германии, КНР, Сингапура, Южной Кореи и др.).
Полученные данные обобщены в виде «Индекса электронной интернационализации вузов», на основе которого построен рейтинг.
Рейтинг отражает лидерские позиции НИУ ВШЭ и СПб ИТМО, которые занимают среди российских университетов первую и вторую позиции.
Региональная принадлежность вуза слабо связана с его местом в рейтинге. В первой десятке наряду с московскими вузами уверенное место занимают университеты из Санкт-Петербурга и Томска. Здесь же представлены Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород.
Рейтинг англоязычного контента сайтов российских университетов.
Таблица. Рейтинг англоязычного контента сайтов российских университетов
|
Сумма баллов |
Место |
---|---|---|
НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) |
88 |
1 |
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) |
75 |
2 |
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) |
66 |
3 |
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбПУ) |
64 |
4 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
61 |
5 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) |
58 |
6 |
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УРФУ) |
57 |
7 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ (ГУ)) |
54 |
8 |
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (НИУ ННГУ) |
53 |
9 |
Российский университет дружбы народов (РУДН) |
53 |
9 |
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) |
53 |
9 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) |
52 |
10 |
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) |
49 |
11 |
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» |
48 |
12 |
Южный федеральный университет (ЮФУ) |
47 |
13 |
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ) |
47 |
13 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) |
46 |
14 |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
45 |
15 |
Самарский аэрокосмический государственный университет им.академика С.П. Королева (СГАУ) |
45 |
15 |
Сибирский федеральный университет (СФУ) |
44 |
16 |
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В.Ломоносова (САФУ) |
44 |
16 |
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) |
44 |
16 |
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М.Губкина (РГУНиГ) |
42 |
17 |
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) |
40 |
18 |
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) |
40 |
18 |
Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
40 |
18 |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) |
40 |
18 |
Балтийский Федеральный университет им. Иммануила Канта (БФУ) |
39 |
19 |
Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) |
39 |
19 |
Национальный исследовательский Московский энергетический университет (МЭИ) |
39 |
19 |
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (СГУ) |
36 |
20 |
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) |
35 |
21 |
Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ) |
34 |
22 |
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева |
34 |
22 |
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (МГСУ) |
34 |
22 |
Московский государственный технический университет им. Н. Э.Баумана (МГТУ им. Баумана) |
33 |
23 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) |
33 |
23 |
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) |
30 |
24 |
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) |
28 |
25 |
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет |
28 |
25 |
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) |
27 |
26 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) |
25 |
27 |
Российский государственный медицинский университет |
22 |
28 |
Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) |
14 |
29 |
Учреждение Российской академии наук Санкт-Петербургский академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий РАН |
10 |
30 |
По материалам сайта РСМД