13 апреля в Елабужском институте КФУ прошел второй день конференции в рамках VI Махмутовских чтений.
Мероприятие разделилось на четыре этапа и проходило в форме презентации докладов на трех тематических площадках.
На первом этапе обсуждалась тема «Интеграционные процессы и интеллектуальные интеграции в образовании». Докладчик, директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIE (Вена, Австрия) Ирина Сибгатуллина рассказала о проблеме двуязычия: «Арабский язык в дефиците. Европа говорит на многих языках, чаще всего люди переходят с одного языка на другой. Если в смешанных семьях говорят на обоих языках родителей, то для ребенка это большой плюс. Но когда дети попадают в детские сады, например, создать мультикультурную лингвистическую среду намного сложнее».
В соседней аудитории профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета Николай Чапаев выступал на тему «Актуальные проблемы отечественной философии образования» с вопросом о постановке проблемы формирования компетенции самостоятельного мышления на начальных курсах: «Само проблемное обучение не означает, что на каждом занятии следует обсуждать и решать проблемы. Однако, создание модели проблемной ситуации как раз и поможет найти выход из нее». Аудитория задала много актуальных вопросов, например: «Что бы могло прийти на смену ЕГЭ?» Как заметил Николай Кузьмич, это очень интересный вопрос. Оценка личных качеств — непростая и тонкая работа. Если мы будем задавать какие-то нормы, то произойдет унификация. Личности, как индивидуальности, не останется совсем.
В это же время член-корреспондент РАО, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО, Светлана Чистякова обсуждала тему самоопределения учащихся в образовательном процессе: «Самой актуальной проблемой в данной теме, от образования до предпринимательства, является научно-методологическое и организационное обеспечение профориентации учащейся молодежи в современных условиях. Оно складывается под влиянием многих факторов, в том числе влияние родителей, друзей, педагогов, дополнительного образования, кружковой работы», — заметила она. Профессиональная проба — системообразующий фактор, помогающий в профориентации. Ребенок сам, в реальных условиях познает смысл профориентации. Дети, как говорит Светлана Николаевна, должны попробовать себя во всех сферах: человек—человек, человек—знак, человек—художественный образ, человек—природа, человек—техника.
«Почему это система? Потому что она включает в себя несколько компонентов:
Ребенок сам должен понять для себя: его это или не его. Одну профессию выбрать на всю жизнь — нереально.
После небольшого перерыва педагоги рассматривали тему «Проблемное обучение и современные образовательные технологии». В профессиональном труде в современных культурных условиях доминирующим становится исследовательский подход, а проблемность выступает нормой профессиональной деятельности. Работа все в большей степени требует не столько адаптации к профессиональной традиции, сколько умения отвечать на новые ситуации, анализировать и решать проблемы. На основе анализа современных моделей обучения (проблемное, проектное, развивающее, контекстное, модульное, концентрированное) делается вывод, что их объединяет идея проблемности. Обосновывается тезис о преобладающей роли принципа проблемности в системе профессионального образования как объективно необходимого условия реализации требований компетентностного подхода.
По теме «Проблемно-ориентированный конструктивизм в подготовке учителя» профессор Техасского университета Мурат Чошанов высказался так: ярким подтверждением того факта, что конец XX и начало ХХI века в образовании США охарактеризовался поистине «революционным переворотом», является обновление американской философии образования. Автор далеко не напрасно употребил именно это сочетание – «революционный переворот». Хотя сами американцы очень сдержанно относятся ко всему революционному, но, тем не менее, и они вынуждены признать радикальный характер изменений, происходящих в умах и настроениях ученых-педагогов и учителей-практиков. Как бы выразился Т. Кун, автор известнейшей книги «Структура научных революций», идет мощный процесс «переключения парадигмы» от прежней философии бихевиоризма, доминировавшей десятилетия в педагогике США, к новой философии конструктивизма. Конструктивизм не возник на «пустом месте», его основные положения созвучны известным российскому учителю проблемно-развивающему и личностно-ориентированному обучению. Здесь предпринята попытка обобщить опыт применения конструктивизма в подготовке учителя в США на примере Техасского университета в Эль Пасо.
В области современной педагогики прошла лекция-выставка, на которой директор Центра современной педагогики (Монреаль, Канада) Георгий Рудик рассказал о семи методах Мирзы Махмутова: «Зарубка на жизнь от гуру М.И.Махмутова: ученый – это не тот, который со своими исследованиями греется под светом прожекторов власть имущих и практиков, а тот, который своими исследованиями движется к темной части тоннеля, чтобы вывести всех на тропу будущей жизни!»
Человек, обладающий третьим глазом, видит события, которые начинают сбываться какое-то время спустя.
Умная цель. Между задачами и целями имеются общие признаки: конкретность, значимость, но между ними имеются существенные отличительные признаки: цель урока должна быть достижима всеми учениками, измеряема и реализуема в течение 45 минут.
Умение видеть педагогическую реальность в 3D. Семь методов М.И. Махмутова оснащены педагогическим инструментом, который пронизывает сегодня классическую 3D педагогическую модель: «учитель – ученик – процесс».
Философское осмысление научных понятий. М.И. Махмутов (в период модернизма) был очень требователен к формулировке новых понятий и их глубокому философскому осмыслению, что особо важно в период глобализации.
Синтез – всему голова. М.И. Махмутов рассматривает как базис создания «нового» мыслительную операцию синтеза. Проблемное обучение – новый «полимер», а не механическая смесь/комбинаторика элементов.
«Интеллект-эмоции-энергия». М.И. Махмутов впервые «открыл двери» энергетическому потенциалу в проблемное обучение: «Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством (логического и интуитивного) выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения».
После обеда лекторы продолжили обмениваться знаниями. Заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ Владислав Бенин выступил с докладом на тему «Гуманитарное знание сегодня»:
«Новое время качественно меняет ситуацию. Характерными чертами классической науки становятся объективные методы исследования, главным из которых считался эксперимент, и стремление создать математическую модель мира. Гуманитарное знание начинает рассматриваться как знание второго сорта».
На фоне завышения современным обществом роли естественных и технических наук, явно недооценивается значение гуманитарного знания. Но без понимания человеческой сущности и того, ради чего он живет на земле, решение всех остальных проблем и технические искания теряют смысл. Каждая новая эпоха в истории открывалась своеобразным проектом нового человека. Ветхозаветная антропология рисовала проект «ветхозаветного человека». Работы Сократа, Платона, Аристотеля закладывали проект человека античности. Новый завет создает проект человека христианского мира; трактаты эпохи Возрождения – проект «новоевропейского человека»; работы В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.К. Крупской – человека советского. Эти смыслообразующие проекты человека определяли цели и ценности; систему воспитания и образования; поддерживающую ее обрядность; характер питания и тип жилища. Что же до конкретных педагогических, экономических, социально-политических и прочих систем, в них лишь создавались формы и методы воплощения в жизнь указанных «проектов человека», который предлагала обществу гуманитарная мысль.
Тем временем ведущий тьютор Международного института менеджмента ЛИНК Анатолий Евсеев рассказал о педагогических и технологических подходах в дистанционном образовании (E-learning): «Идее дистанционного образования более полувека (1962 г.). За почти 40 лет ее реализации дистанционное образование в мире получили миллионы человек».
Пионером дистанционного образования в России в 1992 году стал Международный центр дистанционного обучения ЛИНК – эксклюзивный представитель OU в России. Акцент в обсуждении сделан на отличиях европейского и американского подходов к дистанционному обучению, а также адаптации европейского подхода к условиям России на примере МИМ ЛИНК. Обсуждаются проблемы внедрения подобного обучения в России.
Завершилось мероприятие двумя публичными лекциями:
Уже завтра после нескольких мастер-классов и круглого стола состоится торжественное закрытие VI Махмутовских чтений.