МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Институт психологии и образования

Отделение педагогики


https://shelly.kpfu.ru/pdf/images/new_log_kfu1.jpg

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной деятельности КФУ

проф. Таюрский Д.А.

"___"______________20___ г.


Программа дисциплины

Основы проектной деятельности педагога Б1.О.04.20

 

Направление подготовки: 44.03.01 - Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очное

Язык обучения: русский

Год начала обучения по образовательной программе: 2019

Автор(ы): Башинова С.Н.

Рецензент(ы): Твардовская А.А.

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий(ая) кафедрой: Твардовская А. А.
Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 20__г.

Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования (отделения педагогики):
Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 20__г.

 

 

 


 

Содержание

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплинe (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплинe (модулю)

4.2. Содержание дисциплины

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe (модулю)

6. Фонд оценочных средств по дисциплинe (модулю)

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и форм контроля их освоения

6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

7.1. Основная литература

7.2. Дополнительная литература

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплинe (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплинe (модулю)

12. Средства адаптации преподавания дисциплины к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


 

Программу дисциплины разработал(а)(и) доцент, к.н. (доцент) Башинова С.Н. (кафедра дошкольного образования, Институт психологии и образования), Svetlana.Bashinova@kpfu.ru

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать следующими компетенциями:

 

 

Шифр
компетенции

Расшифровка
приобретаемой компетенции

УК-2

Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений  

 

 

Выпускник, освоивший дисциплину:

 

Должен знать:

 

     --теоретические основы проектной деятельности;  

    -виды и формы организации проектной деятельности;  

     -методика организации проектной деятельности;  

    - понятие проектов;  

    - типы и виды проектов;  

    - этапы выполнения различных проектов;  

    - способы представления информации;  

    - методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;  

    - критерии оценки проекта.  

     

 

Должен уметь:

 

     -осуществлять подготовку и проведение проекта;  

     - определять проблему и задачи проекта;  

    - ставить цель;  

    - составлять и реализовывать план проекта;  

    - отбирать материал из информационных источников;  

    - анализировать полученные данные;  

    - делать выводы;  

    - оценивать работу по критериям;  

    - выбирать соответствующую форму проектного продукта;  

    - создавать основные слайды для презентации проекта;  

    - оформлять результаты проектной деятельности;  

    - проводить рефлексию своей деятельности;  

    - работать в парах и в группах.

 

Должен владеть:

 

     -навыками по составлению проектов, алгоритмов по проведению проектов с детьми;  

     -современными компьютерными технологиями по составлению программ проектно-исследовательской деятельности дошкольников.  

     

 

Должен демонстрировать способность и готовность:

 

     -способность проводить анализ и обобщение проектной деятельности в дошкольных организациях,  

    - осуществлять проектную деятельность.  

     

 

 

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования

 

Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.О.04.20 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 "Педагогическое образование (Дошкольное образование)" и относится к обязательным дисциплинам.
Осваивается на 1 курсе в 2 семестре.

 

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных(ые) единиц(ы) на 72 часа(ов).

Контактная работа - 36 часа(ов), в том числе лекции - 18 часа(ов), практические занятия - 18 часа(ов), лабораторные работы - 0 часа(ов), контроль самостоятельной работы - 0 часа(ов).

Самостоятельная работа - 36 часа(ов).

Контроль (зачёт / экзамен) - 0 часа(ов).

Форма промежуточного контроля дисциплины: зачет во 2 семестре.

 

 

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

4.1 Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплинe (модулю)

 

N


Разделы дисциплины /
модуля

Семестр

Виды и часы
контактной работы,
их трудоемкость
(в часах)

Самостоятельная работа

Лекции

Практические
занятия

Лабораторные
работы

1.

Тема 1. Исторический аспект возникновения метода проектов в педагогике

2

4

4

0

4

2.

Тема 2. Сущность метода проектов как высокоэффективной формы взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОО

2

2

2

0

6

3.

Тема 3. Проекты в дошкольной образовательной организации

2

2

2

0

6

4.

Тема 4. Основные этапы метода проекта.

2

2

2

0

4

5.

Тема 5. Классификация проектов. Виды проектов в ДОО.

2

2

2

0

6

6.

Тема 6. Задачи развития детей в проектной деятельности.

2

2

2

0

4

7.

Тема 7. Алгоритм проведения проектов .

2

4

4

0

6

 

Итого

 

18

18

0

36

 

4.2 Содержание дисциплины

Тема 1. Исторический аспект возникновения метода проектов в педагогике

Возникновение метода проектов в 1920-х годах в США. Основоположники "педагогики делания" (метода проектов). Идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически зна-чимой проблемы.Отражение метода проектов в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Значение метода проектов в развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Тема 2. Сущность метода проектов как высокоэффективной формы взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОО

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегри-рованного обучения дошкольников. Метод проектов, как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей -исследовательская, познавательная, продуктивная. Преимущества использования метода проектов. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

Тема 3. Проекты в дошкольной образовательной организации

Метод проектов в дошкольном образовании как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников как подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенность проектной деятельности в дошкольной системе образования.

Тема 4. Основные этапы метода проекта.

Этапы разработки проекта.Выбор цели проекта:обсуждение детьми проблемы, выдвижение гипотезы. Разработка проекта: разработка совместного плана действий по достижению цели.Выполнение проекта:его практическая часть (дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят). Подведение итогов:презентация проекта (игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев).Этапы реализации проектной деятельности.

Первый этап.Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.На втором этапе ребенок оформляет проект. Третий этап-защита проекта.Четвертый этап-организация выставок, проектов и придумывание различных заданий и интеллектуальных игр для закрепления и систематизации знаний, предъявленных в детских проектах.

Тема 5. Классификация проектов. Виды проектов в ДОО.

Классификации проектов по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.Типы проектов, используемые в практике современных дошкольных организаций. Творческие проекты. Исследовательские проекты. Игровые проекты. Информационные проекты. Волонтерские проекты. Профориентационные проекты.

Тема 6. Задачи развития детей в проектной деятельности.

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Развитие познавательных способностей. Развитие творческого воображения. Развитие творческого мышления. Развитие коммуникативных навыков. Речевое развитие дошкольников. Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Тема 7. Алгоритм проведения проектов .

Подготовительный этап.Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.Организационный этап. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. Формирующий этап. Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОО (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок в музее. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. Итоговый этап.Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe (модулю)

 

Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.

Организация самостоятельной работы обучающихся регламентируется нормативными документами, учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами, включая:

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 года №301).

Письмо Министерства образования Российской Федерации №14-55-996ин/15 от 27 ноября 2002 г. "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений".

Положение от 29 декабря 2018 г. № 0.1.1.67-08/328 "О порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".

Положение № 0.1.1.67-06/241/15 от 14 декабря 2015 г. "О формировании фонда оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".

Положение № 0.1.1.56-06/54/11 от 26 октября 2011 г. "Об электронных образовательных ресурсах федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".

Регламент № 0.1.1.67-06/66/16 от 30 марта 2016 г. "Разработки, регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".

Регламент № 0.1.1.67-06/11/16 от 25 января 2016 г. "О балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".

Регламент № 0.1.1.67-06/91/13 от 21 июня 2013 г. "О порядке разработки и выпуска учебных изданий в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".

 

 

6. Фонд оценочных средств по дисциплинe (модулю)

 

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и форм контроля их освоения

 

Этап формирования компетенций

Форма контроля

Оцениваемые компетенции

Темы (разделы) дисциплины, для проверки освоения которых предназначено оценочное средство

Семестр 2

 

Текущий контроль

 

 

1

Письменное домашнее задание

ОПК-2

2. Сущность метода проектов как высокоэффективной формы взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОО

2

Презентация

ОПК-3

3. Проекты в дошкольной образовательной организации

3

Творческое задание

УК-2

7. Алгоритм проведения проектов .

 

Зачет

УК-2 

 

 

6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

Форма контроля

Критерии оценивания

Этап формирования
компетенций

Отлично

Хорошо

Удовл.

Неуд.

Семестр 2

Текущий контроль

Письменное домашнее задание

Правильно выполнены все задания. Продемонстрирован высокий уровень владения материалом. Проявлены превосходные способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.

Правильно выполнена большая часть заданий. Присутствуют незначительные ошибки. Продемонстрирован хороший уровень владения материалом. Проявлены средние способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.

Задания выполнены более чем наполовину. Присутствуют серьёзные ошибки. Продемонстрирован удовлетворительный уровень владения материалом. Проявлены низкие способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.

Задания выполнены менее чем наполовину. Продемонстрирован неудовлетворительный уровень владения материалом. Проявлены недостаточные способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.


1

Презентация

Превосходный уровень владения материалом. Высокий уровень доказательности, наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения полностью соответствуют задачам презентации. Использованы надлежащие источники и методы.

Хороший уровень владения материалом. Средний уровень доказательности, наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения в основном соответствуют задачам презентации. Использованные источники и методы в основном соответствуют поставленным задачам.

Удовлетворительный уровень владения материалом. Низкий уровень доказательности, наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения слабо соответствуют задачам презентации. Использованные источники и методы частично соответствуют поставленным задачам.

Неудовлетворительный уровень владения материалом. Неудовлетворительный уровень доказательности, наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения не соответствуют задачам презентации. Использованные источники и методы не соответствуют поставленным задачам.


2

Творческое задание

Продемонстрирован высокий уровень знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Работа полностью соответствует требованиям профессиональной деятельности. Отличная способность применять имеющиеся знания и умения для решения практических задач. Высокий уровень креативности, самостоятельности. Соответствие выбранных методов поставленным задачам.

Продемонстрирован средний уровень знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Работа в основном соответствует требованиям профессиональной деятельности. Хорошая способность применять имеющиеся знания и умения для решения практических задач. Средний уровень креативности, самостоятельности. Выбранные методы в целом соответствуют поставленным задачам.

Продемонстрирован низкий уровень знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Работа частично соответствует требованиям профессиональной деятельности. Удовлетворительная способность применять имеющиеся знания и умения для решения практических задач. Низкий уровень креативности, самостоятельности. Выбранные методы частично соответствуют поставленным задачам.

Продемонстрирован неудовлетворительный уровень знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Работа не соответствует требованиям профессиональной деятельности. Неудовлетворительная способность применять имеющиеся знания и умения для решения практических задач. Недостаточный уровень креативности, самостоятельности. Выбранные методы не соответствуют поставленным задачам.


3

 

Зачтено

Не зачтено

 

Зачет

Обучающийся обнаружил знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справился с выполнением заданий, предусмотренных программой дисциплины.

Обучающийся обнаружил значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий и не способен продолжить обучение или приступить по окончании университета к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

 

6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

Семестр 2

Текущий контроль

1. Письменное домашнее задание

Тема 2

1. Понятие проектной деятельности. Характерные черты метода проекта. 2. Специфика организации проектной деятельности в образовании. 3. Роль проектной деятельности в условиях реализации стандартов и реализации компетентностного подхода в образовании. 4. Становление и развитие метода проектов в образовании за рубежом. 5. Становление и развитие проектной деятельности в России 6. Критерии и требования к выбора темы проекта. 7. Формулировка темы, целей и задач проекта. Понятие гипотезы. 8. Классификации и типология проектов. 9. Основные этапы организации проектной деятельности. 10. Определение ?продукта? проектной деятельности. Внешние и внутренние продукты проектной деятельности. 11. Проектная и исследовательская деятельность: общее и особенное. 12. Правила оформления проектной документации и законченного проекта.  

2. Презентация

Тема 3

1. Этапы разработки проекта. 2. Выбор цели проекта. 3. Обсуждение проблемы с детьми. 4. Выдвижение гипотезы. 5. Разработка проекта. 6. Разработка совместного плана действий по достижению цели. 7. Выполнение проекта. 8. Практическая часть. 9. Подведение итогов. 10. Презентация проекта (игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев). 11. Этапы реализации проектной деятельности. 12. Первый этап.Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. 13. Второй этап - ребенок оформляет проект. 14. Третий этап?защита проекта. 15. Четвертый этап-организация выставки проектов и придумывание различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, предъявленных в детских проектах.  

3. Творческое задание

Тема 7

1. Подготовительный этап.Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. 2. Организационный этап. Составление плана проекта, определение сроков реализации проекта. 3. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. 4. Разработка конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. 5. Формирующий этап. Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОО. 6. Посещение выставок в музее. 7. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. 8. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок, совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. 9. Итоговый этап.Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). 10. Награждение победителей конкурсов и родителей.11. Анализ результатов проектной деятельности. 12. Обобщение опыта.  

Зачет

Вопросы к зачету:

1. Понятие ?проектной деятельности?.2. Методика организации индивидуальных исследований.3. Возрастные особенности дошкольников, участников проектной деятельности.4. Направления проектной работы. 5. Требования к выбору темы исследования дошкольников.6. Цель и задачи проектной деятельности в ДОО. 7. Общеисследовательские формы и методы проектной деятельности.  

8. Эмпирические формы и методы проектной деятельности.9. Сущность компетентностного подхода при организации проектной деятельности.10.Группы компетенций: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские. 11. Компетенции, формируемые на занятиях.12. Возможности проектной деятельности в формировании исследовательских, оценочных, информационных и др. компетенций.13. Этапы проектной деятельности дошкольников.14. Значение завершающего этапа проектной деятельности ?презентации (защиты) проекта. 15. Виды презентационных проектов.16. Различие видов презентационных проектов в зависимости от возраста дошкольников. 17. Программа проектной деятельности.18. Особенности задач, форм и способов деятельности на каждом этапе проектной деятельности.19. Общие темы исследований в ДОО: фантастические, экспериментальные, теоретические.20. Междисциплинарный подход. 21. Важность создания портфолио проекта. 22. Классификация проектов по содержанию.23. Классификация проектов по комплексности, по характеру контактов между участниками, по продолжительности.24. Годичные групповые и индивидуальные проекты.25. Структура годичного проекта ?от определения проблемы и темы до презентации. 26. Характеристика проектной деятельности: экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперимент. 27. Характеристика творческих и информационных проектов. 28. Особое место телекоммуникационных проектов среди социально значимых проектов.29. Исследовательские проекты по структуре. 30. Требования к оформлению проектной работы, к публичной защите-презентации.  

 

6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

В КФУ действует балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Суммарно по дисциплинe (модулю) можно получить максимум 100 баллов за семестр, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов.

Для зачёта:

56 баллов и более - "зачтено".

55 баллов и менее - "не зачтено".

Для экзамена:

86 баллов и более - "отлично".

71-85 баллов - "хорошо".

56-70 баллов - "удовлетворительно".

55 баллов и менее - "неудовлетворительно".

 

Форма контроля

Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Этап формирования компетенций

Количество баллов, которое можно получить за данную форму контроля в соответствии с балльно-рейтинговой системой

Семестр 2

Текущий контроль

Письменное домашнее задание

Обучающиеся получают задание по освещению определённых теоретических вопросов или решению задач. Работа выполняется письменно дома и сдаётся преподавателю. Оцениваются владение материалом по теме работы, аналитические способности, владение методами, умения и навыки, необходимые для выполнения заданий.  


1


20

Презентация

Обучающиеся выполняют презентацию с применением необходимых программных средств, решая в презентации поставленные преподавателем задачи. Обучающийся выступает с презентацией на занятии или сдаёт её в электронном виде преподавателю. Оцениваются владение материалом по теме презентации, логичность, информативность, способы представления информации, решение поставленных задач.  


2


15

Творческое задание

Обучающиеся выполняют задания, требующие создания уникальных объектов определённого типа. Тип объекта, его требуемые характеристики и методы его создания определяются потребностями профессиональной деятельности в соответствующей сфере либо целями тренировки определённых навыков и умений. Оцениваются креативность, владение теоретическим материалом по теме, владение практическими навыками.  


3


15

Зачет

Зачёт нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Обучающийся получает вопрос (вопросы) либо задание (задания) и время на подготовку. Зачёт проводится в устной, письменной или компьютерной форме. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций и решении практических заданий.

 

50

 

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

 

7.1 Основная литература:

Адаптация персонала в российских организациях: социально-управлен. анализ (на примере работников с огранич. возможн.): Моногр./А.Н.Прошина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (о) ISBN 978-5-16-009821-0, 500 экз http://znanium.com/bookread2.php?book=459212  

 

Основы психологической безопасности: Учебное пособие/Ефимова Н. С. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0415-2, 200 экз. http://znanium.com/bookread2.php?book=511722  

 

Профессиональная адаптация выпускников образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний: Учебно-методическое пособие / Тарасиков М.С. - Рязань:Академия ФСИН России, 2011. - 115 с.: ISBN 978-5-7743-0453-0 http://znanium.com/bookread2.php?book=773416  

 

Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Кузьменко Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 560 с. ISBN 978-5-7042-2507-2 http://znanium.com/bookread2.php?book=557400  

 

Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников: Монография / Мякишева Н.М. - М.:Прометей, 2011. - 160 с. ISBN 978-5-4263-0023-1 http://znanium.com/bookread2.php?book=557857  

 

Социология: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006379-9, 500 экз. http://znanium.com/bookread2.php?book=374633  

 

 

7.2. Дополнительная литература:

 

Социальная педагогика/Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011362-3 http://znanium.com/bookread2.php?book=521460  

 

Адаптация выпускников к первичному рынку труда: учебное пособие / Под общей редакцией проф., д-ра экон. наук Е. В. Михалкиной. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 306 с. ISBN 978-5-9275-0816-7 http://znanium.com/bookread2.php?book=550694  

 

Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России: диагностика, коррекция, развитие: Монография / Харина Н.А., Пивоварова Т.В. - Рязань:Академия ФСИН России, 2010. - 174 с.: ISBN 978-5-7743-0379-3 http://znanium.com/bookread2.php?book=772233  

 

Социология: Учебное пособие / А.Б. Оришев. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-369-01263-5, 500 экз. http://znanium.com/bookread2.php?book=418288  

 

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

 

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. - http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО - http://schools.keldysh.ru/labmro

основы проектной деятельности - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485308

 

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

 

Вид работ

Методические рекомендации

лекции

Лекции - Изучение основных образовательных тенденций. Краткая их запись. Проработка конспекта лекции; проведение анализа конспекта лекции, а также рекомендованных учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме. Ответы на поставленные вопросы по лекции. Внедрение теоретических аспектов в практическую деятельность. 

практические занятия

Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий - упражнений, задач и т. п. - под руководством и контролем преподавателя. Этапы подготовки к практическому занятию: освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подберите необходимую учебную и справочную литературу (сборники содержащие описание и методику применения диагностических методик или содержащие описание коррекционных игр и упражнений). Определитесь в целях и специфических особенностях (возраст ребенка, характер имеющегося нарушения, особенности развития в условиях нарушения или отклонения) предстоящей диагностической или коррекционной работы. Отберите те диагностические методики или коррекционные игры и упражнения, которые позволят в полной мере реализовать цели и задачи предстоящей диагностической или коррекционной работы. Еще раз проверьте соответствие отобранных методик особенностям развития ребенка в условиях отклонения в поведении или нарушения в развитии. 

самостоя-
тельная работа

Самостоятельная работа направлена на усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной
лектором учебной литературы, информационных образовательных ресурсов (электронных учебников,
электронных библиотек и др.); написание рефератов, эссе; подготовка к практическим занятиям (подготовка
сообщений, докладов, заданий); составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.); углубленный анализ научно-методической литературы (подготовка рецензий, аннотаций на статью, пособие и др.); выполнение заданий по сбору материала во время практики; овладение студентами конкретных учебных модулей, вынесенных на самостоятельное изучение;
подбор материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ;
подготовка презентаций; составление глоссария, кроссворда по конкретной теме; подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, диспуты, деловые игры); анализ деловых ситуаций (мини-кейсов). 

презентация

Презентация - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание в презентации уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий - упражнений, задач и т. п. - под руководством и контролем преподавателя. Этапы подготовки к презентации: освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подберите необходимую учебную и справочную литературу (сборники содержащие описание и методику применения диагностических методик или содержащие описание коррекционных игр и упражнений). Определитесь в целях и специфических особенностях (возраст ребенка, характер имеющегося нарушения, особенности развития в условиях нарушения или отклонения) предстоящей диагностической или коррекционной работы. Отберите те диагностические методики или коррекционные игры и упражнения, которые позволят в полной мере реализовать цели и задачи предстоящей диагностической или коррекционной работы. Еще раз проверьте соответствие отобранных методик особенностям развития ребенка в условиях отклонения в поведении или нарушения в развитии и перенесите эту информацию в презентацию. 

творческое задание

Творческое задание - это проверка когнитивных способностей студентов и полученных ранее знаний: на лекции, в процессе самостоятельной работы, в процессе индивидуальной или групповой презентации, для подготовки к зачету или экзамену. При выполнении творческого задания необходимо: соблюдать временной регламент, выражать собственное мнение, делать выводы по рассмотренному вопросу. 

письменное домашнее задание

Письменная домашнее задание - это проверка знаний полученных ранее: на лекции, в процессе самостоятельной работы, в процессе индивидуальной или групповой презентации, для подготовки к зачету или экзамену. При выполнении письменного домашнего задания необходимо: соблюдать временной регламент, выражать собственное мнение, делать выводы по рассмотренному вопросу. 

зачет

Перед началом подготовки к зачету необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Зачет ? это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. Помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к зачету, тем лучше. Можно при подготовке к зачету написать шпаргалку, это дает возможность сжать материал, обобщить его, и таким образом запомнить, но пользоваться шпаргалками на зачете не нужно. 

 

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплинe (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

 

Освоение дисциплины "Основы проектной деятельности педагога" предполагает использование следующего программного обеспечения и информационно-справочных систем:

Операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian

Пакет офисного программного обеспечения Microsoft Office 2010 Professional Plus Russian

Браузер Mozilla Firefox

Браузер Google Chrome

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "ZNANIUM.COM", доступ к которой предоставлен обучающимся. ЭБС "ZNANIUM.COM" содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки сформирован с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения.

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе Издательства "Лань" , доступ к которой предоставлен обучающимся. ЭБС Издательства "Лань" включает в себя электронные версии книг издательства "Лань" и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. ЭБС Издательства "Лань" обеспечивает доступ к научной, учебной литературе и научным периодическим изданиям по максимальному количеству профильных направлений с соблюдением всех авторских и смежных прав.

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "Консультант студента", доступ к которой предоставлен обучающимся. Многопрофильный образовательный ресурс "Консультант студента" является электронной библиотечной системой (ЭБС), предоставляющей доступ через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых договоров с правообладателями. Полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к комплектованию библиотек, в том числе электронных, в части формирования фондов основной и дополнительной литературы.

 

 

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплинe (модулю)

 

Освоение дисциплины "Основы проектной деятельности педагога" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

 

Мультимедийная аудитория, вместимостью более 60 человек. Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio, HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.

 

 

12. Средства адаптации преподавания дисциплины к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

При необходимости в образовательном процессе применяются следующие методы и технологии, облегчающие восприятие информации обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

- создание текстовой версии любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей;

- создание контента, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры;

- создание возможностей для обучающихся воспринимать одну и ту же информацию из разных источников - например, так, чтобы лица с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально;

- применение программных средств, обеспечивающих возможность освоения навыков и умений, формируемых дисциплиной, за счёт альтернативных способов, в том числе виртуальных лабораторий и симуляционных технологий;

- применение дистанционных образовательных технологий для передачи информации, организации различных форм интерактивной контактной работы обучающегося с преподавателем, в том числе вебинаров, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы;

- применение дистанционных образовательных технологий для организации форм текущего и промежуточного контроля;

- увеличение продолжительности сдачи обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностями здоровья форм промежуточной аттестации по отношению к установленной продолжительности их сдачи:

- продолжительности сдачи зачёта или экзамена, проводимого в письменной форме, - не более чем на 90 минут;

- продолжительности подготовки обучающегося к ответу на зачёте или экзамене, проводимом в устной форме, - не более чем на 20 минут;

- продолжительности выступления обучающегося при защите курсовой работы - не более чем на 15 минут.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и учебным планом по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" и профилю подготовки "Дошкольное образование".