Каждый из нас, если вспомнит свою родословную, то найдет в ней, хотя бы одну семью, где не один, не два, а трое и больше детей. Многодетных семей в нашей стране по статистике меньше 10% и отношение к ним всегда было противоречивое. Многие восхищаются, а другие кричат: «Одного бы поднять на ноги!».
Представляем Вам победителя университетского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в номинации «Достойный глава семьи» Артема Эдуардовича Скворцова, авторитетного ученого, деликатного и доброжелательного человека, блестяще образованного эрудита, профессора Института филологии и межкультурной коммуникации, трижды стипендиата фонда Потанина и трижды папу, - в семье Скворцовых подрастают три (!!!!) сына.
«Главных решений в моей жизни было два – стать филологом и женитьба на любимой женщине», - утверждает Артем Эдуардович.
- Начнем с литературы. Вы стали замечательным ученым, добились немалых высот на этом поприще. Ваш послужной список действительно вызывает восхищение. А почему – филология?? Не история, IT-технологии, не физика, наконец???
- Формально путь в профессию начался в момент поступления в университет на филологический факультет, а неформально значительно раньше. В школе я колебался с выбором жизненной стези, сначала немного увлёкся биологией, потом очень серьёзно историей, потом музыкой… При этом с детства много и увлечённо читал – благодаря родителям в доме была богатая библиотека. Отчётливо помню, что окончательно решил стать филологом в 14 лет, после прочтения одной стиховедческой статьи выдающегося исследователя Максима Шапира и романа Умберто Эко «Имя розы». Эти тексты, научный и художественный, стали «последней гирькой» на весах принятия решения о профессии. Строго говоря, не я выбрал литературу, а литература меня выбрала. Мне просто некуда было деваться, кроме словесности.
- А другое главное решение - создание семьи?
- А что касается женитьбы, то тут и объяснять нечего – это поворотный момент судьбы. Между прочим, литература здесь мне тоже помогла. Как вы думаете, о чём мы начали говорить с моей будущей женой Алсу, едва познакомились? Об «Анне Карениной» и «Обломове». Забавно, но это так. Была шумная молодёжная компания, а мы сидели за столом напротив друг друга, никого не замечая, и отчётливо понимали: вот оно, нашли друг друга!
- Академик Михаил Леонович Гаспаров, является для вас примером, как было указано в анкете. Почему?
- Гаспаров – феномен. Таких фигур в русской филологии почти не осталось. Он был интеллигент строй закалки, энциклопедически образованный, широчайше мыслящий и умевший излагать самые сложные вещи языком, понятным школьнику старших классов. Между прочим, именно в школе я и начал его читать, учился, и по-прежнему многому учусь на его трудах. Порой достаточно открыть образцовую, на три-пять страниц, статью великого филолога – и не нужны долгие методологические рекомендации на тему «как писать научную работу». Там уже всё есть: широта кругозора, глубина мысли, оригинальность постановки проблемы, ясный стиль. Но, конечно, приблизиться к уровню Михаила Леоновича – дело немыслимое. Это как линия горизонта: ты к ней идёшь, а она от тебя почему-то всегда отдаляется.
- Как вы считаете, важно ли заинтересовать студентов и донести до них материал так, чтобы они усвоили его на всю жизнь? И если да, то, как это сделать?
- После окончания филологического факультета мне предложили работать ассистентом на кафедре русской и зарубежной литературы КГУ, и я с радостью согласился, потому что это – моё. Счастливое совпадение работы и призвания. А студентов, мне кажется, важнее всего побуждать к самообучению, показывать им, что знания, образование и наука – необычайно интересны. Они бесконечно расширяют горизонты нашего сознания, да даже просто делают нашу повседневную жизнь разнообразной, нескучной и творческой. Мы учимся, чтобы сделать себя лучше и счастливее – разве нет?
- Вы счастливый муж и отец. А в чем заключается главный секрет семейного счастья?
- Мне кажется, главное в семье, - чтобы мама и папа любили друг друга и своих детей, и чтобы все были искренне друг в друге заинтересованы. Тогда у детей возникнет стимул постигать окружающий мир и саморазвиваться, а родители могут лишь корректировать этот процесс. Главное – создать нужную среду, живые организмы ею сами напитаются. Конечно, никто не умаляет важности сознательного воспитания (ну, например, не может ребёнок сам знать, что такое «поступать по совести», значит, ему надо объяснить), но всё равно, сильнее действует не принуждение, а живой пример. С детьми надо жить, естественно вникая во все этапы их роста. А если дети радостны, то и у родителей на душе легко. В семье всё взаимосвязано.
Конечно, готовых рецептов счастливой семьи нет, но сама жизнь в большой семье скучной не бывает!