Люди, занимающиеся Паркуром, обладают не только определёнными и необычными физическими навыками. Занятия паркуром определяют тип мышления, мировоззрение и даже свою особенную философию, что подтвердили исследования казанских психологов.
Изучение особенностей функционирования постмодернистского общества и отдельных его представителей привело, в конечном итоге, Камиля Насибуллова, доцента кафедры психологии личности ИПО КФУ, к вопросам исследования особенностей современных молодежных сообществ.
Для справки:
Общество постмодерна – это описание современного состояния общества как фрагментированного, нестабильного, в котором преобладают тревожные настроения. Социологи называют это «обществом в состоянии кризиса». Но это не означает, что кризис – это всегда плохо. В данном случае, нестабильность и изменчивость разрозненных элементов общества говорит о том, что одновременно может существовать большое количество путей и возможностей: если не сработал один вариант решения задач, то всегда есть альтернатива. Иными словами, нет границ, рамок и всегда есть возможность для творчества. К характерным признакам культуры постмодерна можно также отнести: неопределенность (поливариантность, многозначность); деканонизацию; безличность; гиперреалистичность; иронию (в т. ч. самоиронию); мутацию жанров (за счет гибридизации разнообразных жанровых кодов); карнавализацию (как форму игрового освоения мира-текста); перформанс (обыгрывание текста, театрализацию жизни); конструктивизм и др.
Камиль Насибуллов предполагает, что трейсеры (то есть люди, которые занимаются Паркуром) на телесном уровне, в движении «осознают» ключевые коды постмодерной эпохи. Таким образом, помимо определённых физических навыков трейсеры приобретают способность по-другому воспринимать пространство, которое их окружает, а в дальнейшем - по-другому смотреть на мир в целом. Как говорит автор исследования, это, своего рода, социальная философия постмодернизма в движении:
«Изучая современное общество, я пришёл к выводу, что именно в практике Паркура присутствует очень много проявлений общества постмодерна. Паркур можно назвать зеркалом, отражающим характерные черты современной эпохи. Меня это тогда очень удивило, ведь Паркуром занимаются, в основном, подростки и молодые люди, которые, конечно же, не задумываются над осмыслением особенностей современности с использованием продвинутых социальных теорий», – говорит Камиль Насибуллов.
По его словам, в исследовании приняло участие девять трейсеров со всей России (эмпирический этап исследования проводился совместно со студенткой Института психологии и образования Анной Аглямовой). Анализ сообщества Паркур был начат в 2015 году, практическая же часть исследования была проведена в прошлом году, а теперь результаты исследования готовятся к публикации.
В процессе беседы Камиль Насибуллов обращает внимание, насколько сильно отличается у трейсеров способ перемещения по городу:
«Если нам, например, нужно попасть из точки А в точку В, то мы обычно идём как по навигатору – сначала по одной улице, затем сворачиваем в такой-то переулок, идём вдоль определённого проспекта и т.д. И в целом, способ передвижения горожан в основном более-менее сходен. Трейсеры же двигаются по-другому. Они, можно сказать, своим способом передвижения нарушают некоторые негласные социальные договоренности, – прокомментировал Камиль Насибуллов. – Это происходит потому, что они иначе, чем мы, воспринимают пространство. Можно сказать, они специально развивают у себя навык воспринимать и использовать пространство по другому. Они двигаются таким способом, каким им удобно – не по нормативным правилам и вне рамок, которые для нас порой являются единственно возможными и других вариантов мы просто не видим».
Он добавил, что пространство вокруг трейсеров – это скорее череда барьеров и препятствий, которые можно преодолевать на своём пути, а не улицы, здания, машины, как это видят обычно люди. Существует даже такой термин, как «Parcour Eye» («видение Паркура»), сам говорящий за себя. Это особый способ взаимодействия не только с пространством, но и с миром в целом. Для трейсеров одновременно существует много возможностей реализовать то или иное задуманное, и такой взгляд на мир в определенном смысле более адаптивен, чем следование искусственно созданным социальным рамкам.
Помимо этого у трейсеров формируется особое аскетическое отношение к потребительскому обществу. На первый план в системе ценностей выходят не материальные ценности, которые подчеркивают высокий статус и следование моде, а удобство, практичность и естественность. Всё, что мешает свободному движению, не является необходимым.
Как рассказал автор исследования, опираясь на данные, полученные в интервью с трейсерами, молодые люди в процессе таких физических практик обретают новое мировоззрение и, даже со временем перестав заниматься Паркуром, сохраняют приверженность его философии.
Как утверждал в интервью один из участников исследования, трейсеры, где бы они ни встретились и как бы они ни выглядели, всегда узнают друг друга. Будь это даже трейсеры, которые разговаривают на разных языках и никогда прежде друг с другом не общались.
Девиз сообщества трейсеров – «Нет границ, есть только препятствия». Хочется верить, что это послание будет услышано и понято многими людьми в современном обществе, даже ничего знающими о Паркуре. Есть уверенность, что результаты исследования психологов ИПО КФУ по вопросам развития личности и мировоззренческих позиций трейсеров в значительной степени будут этому способствовать.
читатель
19.02.17, 11:57
+3
-2
|
Перенесли "туризм", спортивный альпинизм в городское пространство - вот и философия. К постмодерну 9 человек вряд ли имеют заявленное отношение. |