Лаборатория современных технологий дошкольного образования\Лаборатории - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Лаборатория современных технологий дошкольного образования

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен специалист, владеющий новейшими достижениями в области науки и культуры, современными методами обучения, а также знакомый с современными информационными технологиями, программным обеспечением, предназначенным для обучения и развития детей, начиная с дошкольного возраста, методикой работы с ним. Детское образовательное учреждение (ДОУ) использует информационные технологии в делопроизводстве, управлении образовательным учреждением, работе педагогов с детьми и родителями. Поэтому в ДОУ должен быть информационно подготовленный и компетентный педагог-взрослый.

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования через Лабораторию современных технологий дошкольного образования уделяют большое внимание вопросам обеспечения качества подготовки выпускников, повышения их конкурентоспособности и гарантии трудоустройства. Поэтому в учебном процессе используют современные технологии подготовки специалистов, постоянно расширяется спектр дополнительных специальностей и специализаций. В центр профессиональной подготовки включаются личностно ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный и контекстный подходы к совершенствованию профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования.

Однако профессиональная подготовка педагога дошкольного образования осуществляется в КФУ на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; его анализ показывает, что современное содержание профессионального образования ориентировано на заявленную область – дошкольное образование. В нем недостаточно внимания уделяется информационной подготовке студентов, формированию информационной компетенции в процессе обучения в КФУ, что, безусловно, снижает их конкурентоспособность, качество профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности в детском образовательном учреждении (ДОУ).

Включением новой учебной дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования не изменяет общих подходов в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.

Тем самым была подтверждена необходимость проведения теоретико-экспериментального исследования и намечена перспектива разработки педагогической структуры и путей решения проблемы.

Подготовка высших кадров осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и третьего поколения. Анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Министерства образования России показывает, что наполнение стандарта и содержание дисциплин не соответствует задачам профессионального образования и перспективам развития дошкольного образования.

Особенно ярко это проявляется в отсутствии целенаправленного подхода к технологиям профессиональной подготовки с использованием информационной составляющей.

Социологический опрос студентов образовательных учреждений и практических работников с целью выявления их знаний в области информационных технологий и уровня профессиональной подготовки в области информационных технологий показывает, что студенты не владеют достаточным уровнем информационной компетенции в области информационных технологий в силу отсутствия данной дисциплины в учебных планах или недостаточного количества часов, отведенных на изучение информационных технологий; анкетирование 1200 педагогов дошкольных образовательных учреждений показало, что лишь 8% из числа опрошенных используют в работе информационные технологии. Это обусловлено тем, что современное профессиональное образование не уделяет внимания этим вопросам.

Анализ работы дошкольных образовательных учреждений и содержания подготовки специалистов в высшей школе показывает, что недостаточно разработана проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс и содержание профессиональной подготовки в вузе, хотя имеется потребность в информационной компетентности специалистов дошкольного образования разного уровня для работы в системе дошкольного образования. В современных исследованиях акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педа-гога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога, но не затрагиваются вопросы информационной грамотности, использования информационных технологий в обучении будущих педагогов и использования информационных технологий в практике работы образовательных учреждений.

Поэтому серьёзной научно-теоретической разработки требует вопрос совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, разработки модели подготовки студентов КФУ к профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий.

Современное дошкольное образовательной учреждение требует от специалистов всех уровней владения современными информационными технологиями, персональным компьютером, а также информационной компетентности в вопросах реализации информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, в подготовке и организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Углубление информационной подготовки может изменяться с помощью изменения содержания общей и профессиональной подготовки, использования разнообразных форм работы со студентами в учебно-воспитательном процессе, в научно-исследовательской работе студента и преподавателя и находить конкретное воплощение на педагогической практике, что в целом будет способствовать информационной компетенции будущего специалиста – педагога.


На протяжении ряда лет в Лаборатории проводилась работа, условно разделенная на несколько этапов:

На первом этапе изучался опыт передовой педагогической практики по проблеме отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, который позволил сделать вывод о необходимости поиска путей создания технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в современном вузе с учетом модернизации высшего образования.

На втором этапе осуществлялся сбор и анализ эмпирического материала, изучение практики формирования информационной компетенции в вузах. Был осуществлен анализ и синтез требований, предъявляемых в высшем учебном заведении; индивидуализации его обучения, воспитания, профессионального и личностного развития. Выявлялись и обосновывались условия развития и эффективного функционирования системы формирования информационной компетенции педагога дошкольного образования в вузе.

На третьем этапе Лаборатория современных технологий дошкольного образования разрабатывает содержательную основу – дидактическую инженерию современных технологий дошкольного образования. Планируется проведение ряда конференций всероссийского и международного уровней, издание научно-методических материалов на русском и английском языках.