Лаборатория поликультурного языкового развития детей\Лаборатории - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Лаборатория поликультурного языкового развития детей

При определении содержательных основ функционирования лаборатории кафедра педагогики и методики дошкольного образования КФУ исходила из следующих концеп-туальных позиций:

1. Существенное значение при определении содержания поликультурного аспекта в системе дошкольного образования имеет дихотомия "содержания" и "формы". Этими терминами пользуются и ученые, и воспитатели-практики. В контексте проблемы отметим важность того, что исследователи выявили неоднородность внутреннего мыслительного процесса и внешнего выражения мысли, которая заключается в том, что внутренняя мысль не имеет вербального характера, ибо мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Давая научную интерпретацию соотношениям "формы" и "содержания", отмечаем, что форма – способ информации, информации для других; содержание – сущность – понимание для себя.

2. В современной науке в контексте понятия "содержания" используется термин "семантика", который появился сравнительно недавно и принадлежит философской и эстетической областям знаний. Он относится к числу наиболее общих категорий человеческого мышления, ибо семантика есть конкретизация содержания в рамках науки — семан-тики. Семантика предполагает не безотносительное "содержание", а "смыслозначение, закрепленное в опыте языкового и речевого общения людей". Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями регионов России требует разработок национально-регионального содержания, гибкой системы обучения с учетом региональных особенностей. Башкортостан в составе России имеет свои особенности. Эти особенности входят в состав содержания образования в качестве его регионального компонента.

3. С целью научного обоснования отбора и систематизации содержания региональной программы "Я - татарстанец", проанализированы подходы ученых прошлого и современности к данному аспекту. Вопрос о том, какие знания должны быть включены в программу дошкольного обучения, а какие в программу начальной школы, выглядит невероятно сложным, если не иметь четких ориентиров. Закономерности детской психологии выступают в роли призмы, преломляющей исторически накопленный обществом опыт, культуру, содержание общественного сознания.

Определяя закономерности развития психики детей дошкольного возраста, которые определяют нормативность содержания учебных программ, необходимо прежде всего об-ратить внимание на содержание, развивающее фундаментальные общечеловеческие спо-собности – отражательные и регулятивные, в спектре которых находятся когнитивные, эмоциональные и волевые формы их проявления: развитие детей требует включения в программы информационного содержания и способов взаимодействия во всех четырех мирах действительности (мир природы, вешний или рукотворный мир, мир людей, мир собственного "я") в их логической взаимосвязи и определенной пропорциональности.


На протяжении ряда лет в Лаборатории проводилась работа, условно разделенная на несколько этапов:

На первом этапе изучался опыт передовой педагогической практики по проблеме отечественного и зарубежного опыта использования технологий поликультурного образования в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, который позволил сделать вывод о необходимости поиска путей создания технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в современном вузе с учетом модернизации высшего образования.

На втором этапе осуществлялся сбор и анализ эмпирического материала, изучение практики формирования поликультурной компетенции в вузах. Был осуществлен анализ и синтез требований, предъявляемых в высшем учебном заведении; индивидуализации его обучения, воспитания, профессионального и личностного развития. Выявлялись и обосновывались условия развития и эффективного функционирования системы формирования поликультурной компетенции педагога дошкольного образования в вузе.

На третьем этапе Лаборатория поликультурного образования разрабатывает содержательную основу – дидактическую инженерию технологий поликультурного образования в ДОУ. Этот этап предполагает проведение ряда конференций всероссийского и международного уровней, издание научно-методических материалов на русском и английском языках.