Материал\Инклюзивное образование - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Завершение обучения слушателей курсов профессиональной переподготовки по программе дополнительного профессионального образования "Инклюзивное образование" при кафедре дефектологии и клинической психологии

В 2016 году на базе кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ была реализована дополнительная программа профессиональной переподготовки для работников образования Республики Татарстан по теме «Инклюзивное образование».

Данная программа включена в республиканский реестр дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан на 2016 год (приказ № 9645/15 от 30.11.15г.).

Слушателями программы выступили учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя – логопеды из Казани, Альметьевска, Елабуги, Чистополя, а также из Буинского Камско-Устьинского, Кайбицкого, Лениногорский, Нурлатского, Тюлячинского, муниципальных районов РТ.

В течение 11 месяцев слушатели программы знакомились и осваивали инновационные технологии сопровождения лиц с ОВЗ, выстраивали модели инклюзивного образования, овладевали умениям и разработки адаптированных образовательных программ, необходимых для адресной работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Итогом активной работы стал проведённый 15 декабря 2016 г. в Институте психологии и образования КФУ круглый стол, посвященный анализу результатов мониторинга готовности субъектов образовательного процесса к реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Республики Татарстан. К дискуссии на данном мероприятии были приглашены представители Министерства образования и науки РТ (начальник отдела развития дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Шаяхметова Р. И.), профессорско-преподавательский состав ИПО, слушатели курсов и заинтересованные в вопросах образовательной инклюзии специалисты.

Среди лучших докладчиков хотим отметить выступления учителя начальных классов МАОУ «Школа №146 г. Казани» Колоярцеву Э.Ф. с темой «Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях», учителя начальных классов МБОУ "Русско-татарская школа 129 г. Казани" Нагимову Ч.Р. «Опыт реализации инклюзивного образования в России», учителя начальных классов МБОУ «Камскоустьинская СОШ» Антонову И. Ф. «Изучение готовности субъектов образовательного процесса к реализации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях», Шарапову А.М. с докладом «Готовность субъектов образовательного процесса к реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Республики Татарстан (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Лениногорска»)», учителя - логопеда ГБОУ «Альметьевская школа № 19 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Ветлугину А.С. «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере Альметьевского муниципального района республики Татарстан)», учителя начальных классов МБОУ "Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан" Кувшинову Н.П. с темой «Организация коррекционно –развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья», педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 12 г Лениногорска» Кошкину Е.Д.  «Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях».

Слушатели группы прошли обучение в объеме 520 часов и решением итоговой аттестационной комиссии от 21 декабря 2016 г. получили право на ведение нового вида профессиональной деятельности в сфере «Образование и педагогика» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Обмен мнениями участников Круглого стола по актуальным вопросам инклюзивного образования показал, что деятельность Института психологии и образования КФУ по подготовке педагогов РТ в области расширения профессиональных компетенций по обеспечению качественного сопровождения лиц с ОВЗ позволит обеспечить применение в образовательных организациях РТ современных технологий и методов. Участники круглого стола пришли к мнению, что полученные выводы по результатам мониторинга готовности субъектов образовательного процесса к реализации инклюзивного образования будут представлены администрации образовательных организаций и руководителям районных отделов управлений образования, что будет способствовать повышению эффективности и качества инклюзивного образования в Республике Татарстан.


Институт психологии и образования КФУ в 2017 году осуществляет прием заявок на дополнительные профессиональные программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»:

Данные программы включены в республиканский реестр дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан на 2017 год (приказ № 2311/16 от 5.12.16г.).

Дополнительная информация по набору на программы 2017 года