Биологическое образование\44.04.01 Педагогическое образование - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Биологическое образование

Общая информация о программе

  1. Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
  2. Уровень: магистратура
  3. Область профессиональной деятельности: 01. Образование и наука
  4. Типы профессиональных задач: педагогический, проектный, научно-исследовательский
  5. Язык обучения: русский
  6. Форма обучения: очная
  7. Объем программы: 120 з.е.
  8. Продолжительность обучения: 2 года  
  9. Документ об образовании, степень/квалификация: Педагогическое образование, магистр
  10. Возможность бесплатного обучения: есть
  11. Выпускающая кафедра: кафедра педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета. Программа реализуется совместно с кафедрой фармации Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета.

Сведения о руководителе магистерской программы

1. Руководитель магистерской программы: Камахина Рина Саматовна, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: rina150973@mail.ru, тел.: 89274454552

2. Круг научных интересов: профессиональная подготовка учителей биологии, формирование методической компетентности студентов педагогической магистратуры (профиль: биологическое образование)

3. Общее количество публикаций: более 80

4. Индекс цитируемости в международной базе данных Scopus: 1

5. Российский индекс научного цитирования: 2

6. Участие в проектах и грантах: проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура, аспирантура профиль «Педагог основного общего образования»)».

Описание программы

1. Актуальность, востребованность и уникальность магистерской программы обусловлена возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных компетентных учителях биологии, готовых на высоком профессиональном уровне осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с профессиональным стандартом педагога в контексте  современных тенденций развития образования. Программа разработана на основе интеграции биологической науки и педагогического образования. Роль биологической науки  в современной действительности переоценить трудно, ведь именно биология  является бурно развивающейся областью естествознания. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды. В настоящее время именно биологическое образование призвано сформировать у обучающихся высокую мотивацию к изучению данной науки, а также их биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.

2. Цель магистерской программы: сформировать и развить у магистрантов  углубленные специальные знания инновационного характера, комплекс компетенций, практический опыт, необходимый для исследования, проектирования и реализации целостного образовательного процесса в области биологического образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

3. Особенности учебного плана: модульный учебный план и содержание магистерской программы разрабатывались совместно с работодателями с учетом потребностей современной образовательной практики. Программа построена на интеграции психолого-педагогической, предметной и методической подготовки. Освоение разделов модулей интегрируется с научно-исследовательской, проектной деятельностью студентов, а также с прохождением различных типов и видов практик в лучших образовательных организациях. Теоретические разделы модулей учебного плана: современные проблемы и инновации в образовании, методология и методы научного исследования, теоретико-методологические основы педагогического проектирования, менеджмент  в образовании, актуальные вопросы общей биологии, экология  сообществ и экосистем и др. Практикоориентированные разделы модулей учебного плана: педагогическая деятельность в интерактивной образовательной среде, информационные технологии в образовательной деятельности, проектирование образовательных программ, образовательные практики с одаренными обучающимися, организация образовательного процесса в условиях инклюзии, адаптация обучающихся-мигрантов в образовательной среде, методика и инновационные технологии обучения биологии, методика изучения биоразнообразия региональных природных комплексов, управление  внеурочной деятельностью обучающихся по биологии, цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии, практикум по организации и проведению лабораторных работ по биологии, практикум по проектированию элективных курсов по биологии, практикум по разработке контрольно-измерительных материалов по  биологии, тренинг педагогического  взаимодействия, тренинг по педагогической конфликтологии, тренинг проектирования индивидуальной траектории  саморазвития   и др.  

4. В педагогической магистратуре студентов научат:

- проектировать образовательные программы по биологии, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;

- проектировать и реализовывать образовательный процесс, в том числе для  обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- разрабатывать и применять современные методики, инновационные технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения биологии;

- разрабатывать и применять цифровые образовательные ресурсы;

- управлять внеурочной деятельностью обучающихся по биологии;

- планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений;

- разрабатывать контрольно-измерительные материалы для реализации мониторинга образовательных результатов обучающихся по биологии;

- анализировать результаты научных исследований, самостоятельно осуществлять научное исследование, управлять научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся;

- организовать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения образовательных целей;

- определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и др.

5. Конкурентные преимущества программы:

- получение высшего образования в лидирующем университете России, входящем в ТОР 100 мировых вузов в предметном рейтинге «Образование» согласно версии издания Times Higher Education (THE) 2020г.;

- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;

- возможность посещать лекции и участвовать в семинарах ведущих российских и зарубежных исследователей;

- индивидуальный подход к каждому магистранту;

- возможность участвовать в программах академической мобильности (Германия, Чехия, Словакия и  др.);

- обучение в современном Центре педагогической магистратуры;

- наличие бюджетных мест;

- наличие общежития для проживания студентов;

- удобное расписание, позволяющее сочетать обучение в педагогической магистратуре и профессиональную деятельность;

- интеграция психолого-педагогической, предметной и научно-методической подготовки на основе обновленного содержания образования;

- интеграция теоретических занятий и реальной образовательной практики на основе школьно-университетского партнёрства и рефлексивной деятельности;

- использование деятельностных технологий, интерактивных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов;

- возможность активного участия в научно-исследовательской и проектной деятельности;

- свободный доступ к одной из крупнейших в стране специализированных библиотек и ведущим российским и зарубежным электронным образовательным ресурсам;

- возможность трудоустройства в лучших образовательных организациях.

6. Трудоустройство выпускников: выпускники могут трудоустроиться в образовательные организации (преподавание биологии), учреждения дополнительного образования (педагогами курсов, связанных с биологией), научно-образовательные центры (научными сотрудниками), органы управления образованием (сотрудниками). Выпускники также могут заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению платных услуг в сфере образования (обучение биологии).

7. Возможности продолжения обучения: лица, успешно освоившие магистерскую программу, могут продолжить обучение в аспирантуре.