Кафедра татарского языкознания | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (953) 489-94-02

Кафедра татарского языкознания

Основная информация

  • Заведующий: Галиуллина Гульшат Раисовна, профессор, доктор филологических наук
  • Телефон: +7(843)292-42-13
  • E-mail: kaf.tatyaz120@mail.ru
  • Адрес: г. Казань, ул. Татарстан, 2 (уч. зд. №33), каб. 120
  • Положение

О кафедре

Кафедра базируется на достижения и традиции всемирно известной Казанской лингвистической школы, в рамках которой формировалась и стала известной во всем мире Казанская тюркологическая школа. Яркие представители этой школы, сотрудники нашей кафедры, обосновали и вывели на мировой уровень такие научные школы как Тюрко-татарская ономастическая школа (Г.Ф. Саттаров, Г.Р. Галиуллина, Хадиева Г.К. и др.), История языка (В.Х. Хаков, Ф.М. Хисамова, Ф.Ш. Нуриева, Х.Х. Кузьмина, А.Ф. Юсупов и др.), структурные и функциональные особенности современного татарского языка (М.З. Закиев, Д.Г. Тумашева, Ф.М. Хисамова, Р.А. Юсупов, Ф.Ю. Юсупов и др.), Казанская лингвометодическая школа (Ф.Ф. Харисов, Ч.М. Харисова, Г.Р. Шакирова и др.). В настоящее время, исходя из традиций кафедры, разрабатываются следующие направления исследования татарского языка: татарский язык в диахронии; татарский язык в современном социокультурном пространстве; методика преподавания татарского языка в школе и вузе в условиях поликультурного языкового образования.

Реализуемые образовательные программы

Бакалавриат

Уровень:

Форма обучения:

Cрок обучения:

Карьера:

Подробнее

Магистратура

Уровень:

Форма обучения:

Cрок обучения:

Карьера:

Подробнее

Программы дополнительного образования и повышения квалификации

О программе: Программа ориентирует учителя на активное применение современных технологий в обучении, среди которых проблемно-ориентированное обучение, дифференцированный и коммуникативный подходы к детям, использование активных форм и методов обучения, переход от «традиционного урока» к новым, нестандартным формам его организации, отвечающим современным требованиям – к «современному уроку».

Подробнее

О программе: Главной целью программы является повышение профессиональных компетенций учителей татарского языка и литературы в области создания развивающей образовательной среды в условиях обновленного ФГОС основного общего образования по предметам «Родной язык» и «Родная литература», повышение уровня теоретических знаний и практического овладения инновационными коммуникативными подходами в преподавании татарского языка и литературы, обучение эффективному применению современных педагогических технологий в процессе преподавания татарского языка и литературы.

Подробнее

О программе: Программа создана с целью формирования цифровой компетенции учителей родного (татарского) языка и литературы, повышение уровня теоретических знаний и практического овладения инновационными подходами в целях модернизации методики обучения родного (татарского) языка, обучение эффективному применению цифровых средств в процессе преподавания татарского языка и литературы. В результате освоения программы слушатель сможет легко применять инновационных средств обучения на уроках и во внеурочной деятельности; программа обеспечит готовность учителя свободно ориентироваться в современных цифровых технологиях, создавать комфортное информационное пространство для участников учебного процесса при помощи облачных технологий, уметь использовать веб-портфолио для личностного, компетентностного роста.

Подробнее

Преподаватели кафедры обладают глубокими знаниями и широким кругом профессиональных компетенций

Направления научных исследований кафедры

Татарский язык в современном социокультурном пространстве

Разрабатываются такие аспекты, как функционирование и развитие подсистем татарского языка, функциональных разновидностей литературного языка, субъязыков разных социальных и профессиональных групп, школьный и вузовский образовательный дискурс. Выполняется теоретическая интерпретация многоязычия в проекции на категории коммуникативной толерантности и коллективной идентичности татар. Разработка темы проводится с применением новейших лингвистических и междисциплинарных методик, с использованием информационных и экспериментальных методик.

Татарский язык в диахронии

Исследуются вопросы исторического развития татарского языка начиная с древнетюркского периода (VI-XI вв. н.э.) до современности. Цель данных исследований – воссоздание истории возникновения и развития татарского языка. Объектом исследований являются многочисленные письменные памятники старотатарского литературного языка разных веков, а также письменные археографические источники и зафиксированные в письме образцы фольклора.

Лингводидактические основы преподавания татарского языка в школе и вузе в условиях поликультурного языкового пространства

Исследуются проблемы методики преподавания татарского языка в условиях поликультурного языкового образования. Проводится методологический и содержательный анализы возможностей современных педагогических технологий для совершенствования методики обучения татарскому языку как родному и неродному с учетом последних достижений в области лингводидактики, психолингвистики, лингвокультурологии и других смежных наук.

Фотогалерея

Проекты и мероприятия кафедры

Культурно-языковой ландшафт Республики Татарстан

В рамках проекта комплексно исследуются разговорная речь татар и ономастикон поликультурной территории, разрабатывается лингвистическая и лингвокультурная модель комплексного описания языкового ландшафта.

Цифровое описание татарского языка на платформе ЛингвоДок

Ведутся исследования по цифровому описанию татарского языка с его диалектами и разговорной речью, с целью определения понятийно-смыслового потенциала и функциональных особенностей языковых единиц как в отдельных подсистемах языка, так и в языке в целом.

Подготовка академических изданий по татарскому языку

Совместно с Институтом языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ проводятся комплексные исследования по современному и историческому языкознанию, члены кафедры участвуют в подготовке многотомных трудов, словарей по татарскому языку.

Международная научно-практическая конференция "Татарское языкознание в контексте Евразийской гуманитарной науки"

С 2016 года кафедра проводит международную научно-практическую конференцию «Татарское языкознание в контексте Евразийской гуманитарной науки». Конференция приурочена к юбилейным датам известных языковедов, оставивших заметный след в татарском языкознании, жизнь и научно-педагогическая деятельность которых связана с Казанской лингвистической школой, Казанским университетом. Задачи конференции: определение актуальных направлений в современном татарском языкознании и обобщение накопленного опыта; объединение научного потенциала языковедов; сохранение и расширение контактов ученых и практиков, связанных с изучением проблем лингвистики в контексте современной гуманитарной науки; создание площадки для формирования научных связей и обмена опытом между молодыми филологами и педагогами.

Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Хаковские чтения», посвященная памяти заслуженного профессора Казанского университета Вахита Хозятовича Хакова

На базе кафедры регулярно проводится Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Хаковские чтения», посвященная памяти заслуженного профессора Казанского университета Вахита Хозятовича Хакова. В работе конференции принимают участие молодые ученые, студенты и аспиранты Казанского федерального университета и других вузов России и ближнего зарубежья. В рамках конференции работает Школа юного филолога, в которую приглашаются учащиеся школ и ссузов. На конференции «Хаковские чтения» молодые ученые смогут узнать о последних научных достижениях в различных областях тюркской и татарской науки; принять участие в дискуссиях; получить ценные знания и навыки для своей карьеры в науке.

Республиканский ежегодный молодежный научно-творческий конкурс «Кузгатмакчы булсаң халык күңелләрен» («Если хочешь затронуть душу народа…»), посвященный дню рождения Г.Тукая

Конкурс, посвященный ко дню рождения Г.Тукая, проводится ежегодно в апреле среди учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, студентов высших и средне-специальных учебных заведений Республики Татарстан. Целью Конкурса является выявление способных, одаренных студентов и учащихся; создание условий для развития и реализации интеллектуальных и творческих способностей; сохранение и популяризация родного языка, литературы и культуры. Конкурс проводится в двух направлениях: конкурс научно-исследовательских работ и конкурс чтецов. В конкурсе чтецов студенты и учащиеся читают стихи Г.Тукая на татарском и на других языках мира, представляют произведения собственного сочинения о Г.Тукае.