Научно-исследовательская лаборатория "Текстовая аналитика" | ИФМК КФУ

Адрес для получения консультаций по приему:
г. Казань, ул. Татарстан д.2, кабинет 213

Телефон для получения консультаций по приему:
8 (953) 489-94-02

Научно-исследовательская лаборатория «Текстовая аналитика»

Основная информация

  • Руководитель лаборатории: Солнышкина Марина Ивановна, доктор филологических наук
  • Телефон: 221-33-22, 221-33-09
  • E-mail: mesoln@yandex.ru
  • Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2, здание №33, аудитория №224
  • Положение

О научно-исследовательской лаборатории

Лаборатория «Текстовая аналитика» объединяет специалистов разных сфер с одной общей миссией. Цель нашей лаборатории – разработать автоматизированную модель успешного чтения, которая даст возможность подобрать идеальный текст для любого читателя. Так, лингвисты, филологи, психологи, программисты и математики проводят исследования и разрабатывают новые инструменты для достижения главной цели. Работая вместе, каждый из сотрудников лаборатории погружается в новую для него сферу: специалисты по языкознанию открывают для себя IT, а эксперты по компьютерным дисциплинам погружаются в гуманитарную сферу, тем самым создается мультидисциплинарность, которая так важна в современном мире.

Проекты НИЛ "Текстовая аналитика"

Направления научной деятельности

Платформа-агрегатор RuLingva

Платформа-агрегатор RuLingva предназначена для учителей, школьников и их родителей. RuLingva поможет пользователям оценить сложность текстов и проверить, соответствуют ли они уникальному уровню читательских навыков ребенка. С помощью RuLingva можно вовлечь школьника в процесс обучения, убедившись, что он понимает то, что читает, а сам школьник сможет отслеживать свой читательский рост. RuLingva реализует научный подход, который ставит читателя и текст на одну шкалу развития, что позволяет легко подобрать учебники для конкретного читателя, оценить его готовность к восприятию учебного материала. RuLingva поможет школьникам оценить свой словарный запас и читательский уровень, а учителям - подбирать учебники для различных категорий школьников.

RuLex

RuLex оценивает читабельность книги, указывая, какому классу она соответствуют. Например, если читабельность книги находится в пределах от 1.5 до 2.5, то она будет понятна и интересна второкласснику. А если 2.6- 3.5, то – ученику третьего класса и т.д. Словарный тест определит, сколько слов знает ребенок. Тест состоит из 12 уровней, и если школьник достиг 12 уровня, значит, он знает около 12000 слов, а если 7-го уровня, то – около 7000 слов. В современных российских учебниках второго класса почти 12000 разных слов. Правда, некоторые из них использованы всего один или два раза, и чтобы понимать тексты второго класса нужно знать не менее 8000 слов. Словарный тест поможет понять, сколько слов может быть в книге, чтобы ребенку она была понятна. Если словарный запас читателя меньше 8000 слов, лучше брать книги с читабельностью ниже 2, а если около 10000, то можно попробовать и книги с читабельностью 3.

Computing Russian Morphological distribution patterns using RusAC Online Server

2020

Лексическое разноообразие как предиктор сложности учебников по русскому языку

2023

Measuring Text Features in Expository Discourse of Russian Students

2022

Text complexity and abstractness: tools for the Russian language

2020

Образовательная деятельность

В 2021 году открылось новая магистерская программа "Текстовая аналитика в образовании и науке". Данная программа напрямую связана с лабораторией «Текстовая аналитика», так как магистранты проходят практику в лаборатории и могут построить свою карьеру в НИЛ «Текстовая аналитика». Магистранты активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность, участвуют в научных конференциях, симпозиумах и т.д. Во время обучения магистранты учатся организовывать и проводить исследования с целью разработки и создания инновационных электронных языковых ресурсов, изучают современные компьютерные инструменты для проведения лингвистических исследований. Таким образом, магистранты данного направления с самого начала привлекаются к исследованиям лаборатории и получают практические навыки на базе НИЛ «Текстовая аналитика».

Студенческий научный кружок

Студенческий научный кружок «Сложность текста» объединяет в себе студентов, заинтересованных в прикладной и компьютерной лингвистике. На базе кружка проводятся круглые столы, встречи с учеными. Участники кружка занимаются научно-исследовательской деятельностью, выступают с докладами в научно-практических конференциях, публикуют научные статьи по проблемам сложности текста. Студенческий научный кружок «Сложность текста» ставит перед собой следующие задачи: повышение уровня профессиональной подготовки студентов на основе развития их аналитических и креативных способностей, формирование системного мышления, выявление талантливых и одаренных студентов, способных и желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью с последующим поступлением в магистратуру и аспирантуру, обучение и совершенствование навыков анализа текста, подготовка квалифицированных выпускников.

Партнёры лаборатории

Фотогалерея

Видеогалерея

Сотрудники

Солнышкина Марина Ивановна

главный научный сотрудник, д.н.

Научные интересы: 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, 10.02.19 - Теория языка

Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, 2, здание №33, аудитория №224

221-33-22, 221-33-09

mesoln@yandex.ru

Андреева Мария Игоревна

старший научный сотрудник, к.н

Научные интересы: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Галимова Халида Нурисламовна

старший научный сотрудник, к.н.

Научные интересы: Тестология, Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Гатиятуллина Галия Маратовна

младший научный сотрудник, б/с

Научные интересы: Сложность текстов, Корпусная лингвистика

Иванов Владимир Владимирович

ведущий научный сотрудник, к.н.

Научные интересы: Программирование

Казачкова Мария Борисовна

старший научный сотрудник, к.н.

Научные интересы: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, Корпусная лингвистика, Сложность текстов

Куприянов Роман Владимирович

старший научный сотрудник (доцент), к.н.

Научные интересы: Психология, Психолингвистика, Когнитивная лингвистика

Мартынова Екатерина Владимировна

младший научный сотрудник, б/с

Научные интересы: Сложность текстов

Медведев Владимир Борисович

ведущий научный сотрудник, д.н. (доцент)

Научные интересы: Билингвизм, семиотика, фразеология, интерпретация текста, герменевтика, лексикография

Петрова Анна Александровна

ведущий научный сотрудник, д.н. (доцент)

Научные интересы: Психолингвистика, мультимодальность, когнитивистика, просодика речи

Привалова Ирина Владимировна

ведущий научный сотрудник, д.н. (доцент)

Научные интересы: Психолингвистика

Соловьев Валерий Дмитриевич

главный научный сотрудник, д.н. (профессор)

Научные интересы: Компьютерная лингвистика, Прикладная лингвистика, Математика

Данилов Андрей Владимирович

старший научный сотрудник, к.н.

Научные интересы: Программирование

Миннебаева Айгуль Ринатовна

инженер

Мухаметшин Тимур Рафаэлевич

лаборант-исследователь в УНИД

Научные интересы: Программирование

Нуретдинова Зиля Ильдаровна

лаборант-исследователь в УНИД

Научные интересы: Программирование

Солдаткина Татьяна Альбертовна

старший научный сотрудник, к.н.

Научные интересы: Сопоставительное языкознание

Томин Илья Сергеевич

лаборант-исследователь в УНИД

Научные интересы: Программирование

Вахрушева Александра Яковлевна

лаборант-исследователь

Научные интересы: Сложность текстов

Маркобородова Наталья Сергеевна

лаборант-исследователь

Научные интересы: Программирование