– Альберт Вартанович! Что предполагает статус Федерального университета? Вряд ли это только смена вывески...
– Конечно, нет. Такие университеты созданы в каждом федеральном округе и призваны решать задачи всего округа. Скажем, у исследовательских университетов задачи более узкие – с акцентами на связь науки, образования с производством, и они регулярно будут участвовать в конкурсах на сохранение своего статуса. Федеральный статус – это навсегда, и круг задач у вуза много шире. В него входят и задачи исследовательских университетов, и вопросы социального развития региона. Но главное – фундаментальная наука и фундаментальное образование. Разумеется, и раньше вузы работали на всю страну в соответствии с планами ведомств, которые их финансировали. Но сегодня это конкретная программа развития, расписанная в деталях, с жестким графиком финансировании и, естественно, с так называемыми индикативными показателями отчета. Это и относительная свобода распоряжения финансовыми ресурсами – мы теперь автономное учреждение, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.
– А что произошло с физическим факультетом университета? Зачем его переименовали?
– Федеральные университеты создаются в России либо на основе головного вуза путем присоединения к нему других институтов, как произошло в Казани, либо за счет объединения вузов на равных правах. Таким образом, всегда имеет место укрупнение университета. Это делается с целью избежать дублирования направлений подготовки и исследований, концентрации материальных ресурсов и оптимизации управления. В условиях продолжающегося демографического спада последует, естественно, сокращение плана приема по ряду направлений подготовки, сообразно потребностям рынка труда, и сокращение штатов всех категорий работающих, получающих зарплату из средств федерального бюджета. То же происходит и с факультетами, многие из которых малочисленны.
Поскольку выделяются значительные финансовые ресурсы на выполнение программы развития, то на руководителя федерального университета возлагается огромная ответственность и потому его назначает правительство. Естественно, ректор укрупненного вуза вынужден делегировать часть полномочий по вертикали вниз. Но сегодня по закону он не может их делегировать в большом объеме декану факультета – ведь это лицо, избранное коллективом. Но может это сделать в том или ином объеме по отношению к директору института – лицу, им назначаемому.
Наш факультет и так состоял из трех образовательных подструктур, по размерам сопоставимым с рядом факультетов, – мы их назвали отделениями. У них несколько пониженный статус по сравнению с факультетами, и руководитель отделения назначается директором института. Так реализуется вертикаль ответственности. В штате Института физики сегодня около четырехсот сотрудников, а студентов и аспирантов более тысячи. Еще пятнадцать лет назад мы получили достаточно широкую автономию в решении ряда вопросов. Сегодня наши права существенно расширены. Другой аспект – в статусе факультета мы управляли им как бы на «любительской» основе, с минимальными доплатами за огромную работу по организации всей работы факультета. Штатное расписание деканатов осталось на уровне 60-х годов прошлого века. Статус института позволяет построить полупрофессиональную структуру управления, адекватную кругу решаемых задач. Что мы уже и сделали.
– Какая форма учебы в институте – специалитет или бакалавриат? Какие новые специальности появились у вас в последнее время?
– С этого года двухуровневая система образования бакалавр (обучение четыре года) – магистр(два года) введена повсеместно. Перечень всех специальностей, в том числе физических, сокращен до предела. Точно известно, что сохранилась «астрономия» – обучение пять лет. Велика вероятность, что сохранится подготовка по специальности «комплексное обеспечение информационной безопасности». Введена профилизация бакалавриата ( по аналогии с прежними специальностями ) на основных направлениях подготовки: по физике (профили: фундаментальная физика, медицинская физика и физика конденсированного состояния) и радиофизике (профили: квантовая радиофизика и квантовая электроника; физика магнитных явлений; электроника, микро- и наноэлектроника; телекоммуникационные системы и информационные технологии; физика ионосферы и распространения радиоволн, радиоастрономия; специальные радиотехнические системы; радиофизические методы по областям применения).
Это – новшество в российских вузах, введение которого мы – руководители физических факультетов классических университетов страны – добивались более пятнадцати лет. Принципиально новые для нас направления подготовки: инженерный бакалавриат «техническая физика» и «нанотехнологии и микросистемная техника» (профиль «наноматериалы»). Разумеется, системно выстроена магистратура – с тем, чтобы был максимально большой выбор для продолжения обучения.
– Скажите, чем отличается радиофизическое направление от физического?
– Если очень коротко, радиофизика – это один из разделов физики – физика волновых процессов в очень широком диапазоне частот, а не только в радиочастотном, как думают многие. То есть это формирование волн, их прохождение через среды, детектирование отклика системы – получение сигнала, его обработка и т.д. По сути это прикладная область физической науки. Сюда же естественным образом включаются информационные системы. И у нас кафедра радиофизики была создана на базе лаборатории волновых процессов, созданной в свое время Е.К. Завойским – первооткрывателем парамагнитного резонанса. Раздельная подготовка по специальности «радиофизика и электроника» появилась недавно, и чуть было вновь ее не закрыли. Удалось отстоять.
А физическое отделение ориентируется на фундаментальную подготовку, хотя ученые этого отделения занимаются и прикладными разработками, технологиями. Связь с радиофизикой и электроникой прямая – это изучение изменений среды под воздействием волн как электромагнитных, так и акустических, или, по-другому, звуковых. И потому на физическом отделении многие преподаватели, и я в том числе, имеют дипломы радиофизика.
– Как же с подготовкой преподавателей школ? Многие считают, что этим и занимаются на отделении физики.
– Это заблуждение. Разумеется, преподавать в школе может любой выпускник классического университета, а значит, и Института физики. И у нас есть на этот вид деятельности лицензия. В принципе, на физических факультетах есть и магистратура педагогического направления. Но мы не готовим педагогов, хотя активно ведем переподготовку учителей физики профильных классов и работаем со школьниками. После присоединения кафедр педагогического университета к Институту физики мы откроем научно-педагогическое отделение и там будем готовить педагогов. Такое уже было в истории физического факультета в 1980-х годах. Если бакалавриат или специальность педагогического профиля сохранят (в планах министерства – их упразднить). Если нет, то будем готовить в рамках других программ бакалавриата и программ магистратуры – такие возможности есть на всех отделениях.
– Каковы проходные баллы, необходимые для поступления в Институт физики?
– Проходной балл зависит от ситуации с ЕГЭ в конкретный год и от направления обучения. 200 баллов и более за три экзамена (физика, математики, русский язык) – гарантия поступления на любое направление подготовки. По результатам прошлого года последний в основном списке абитуриент, зачисленный на специальность «комплексное обеспечение информационной безопасности», имел именно столько баллов. Но существуют социальные и иные льготы для поступающих, поэтому среди зачисленных есть и абитуриенты с меньшими баллами на всех направлениях подготовки. В этом году заявка на прием подана со значительным превышением – более 240 студентов против 180 в прошлом году. Маловероятно, что она будет сокращена. Не исключено, что уровень проходных баллов понизится на всех направлениях.
– Какие конкретно льготы для поступающих вы имеете в виду?
– Льготы при поступлении предоставляются сиротам и инвалидам 1-2 групп – они, как и военнослужащие, зачисляются вне конкурса. Преимущества получают победители и призеры российских олимпиад (физика, математика, информатика, астрономия) – диплом им засчитывается в качестве вступительного испытания по профилю олимпиады с результатом 100 баллов ( по физике или математике). Такие ребята, несомненно, будут зачислены в студенты. Дипломы регионального уровня и ниже, в том числе наших открытых олимпиад, также дают большое преимущество, но оно определяется приемной комиссией при подаче документов. Отмечу, что льготы предоставляются только на то направление или специальность, на которое поданы оригиналы документов. Сдавать ЕГЭ и подавать документы в институт обязательно, причем лучше сразу оригиналы.
– В вашем институте всегда больше парней, чем девушек?
– Это устаревшая информация. Действительно, раньше девушек было примерно 15- 20 процентов, а сейчас их в Институте физики 40 процентов. Но как на других факультетах и в институтах, так и в целом по университету девушки в большинстве, так что нашим ребятам сокрушаться по этому поводу не стоит.
– Есть ли у вас кафедры, связанные с информатикой и программированием? Каковы преимущества вашего института перед другими вузами города, ВМК и мехматом?
– Все кафедры института дают хорошие знания в этой области, и работа многих выпускников связана с информатикой и программированием. Но ведется профильная подготовка на отделении «радиофизика и электроника» по специальности «компьютерное обеспечение информационной безопасности (с 2011 года – «информационная безопасность, бакалавр», профиль «телекоммуникационные системы и информационные технологии») и специализация (с третьего курса) «информационные системы и защита информации».
На факультете ВМК и в Техническом университете подготовка студентов ведется на основе программного обеспечения, криптографии. Поскольку любая информационная система строится на физических принципах и реализуется аппаратно, то на кафедре радиофизики больше внимания уделяется защите информационных систем, включая мобильные, на аппаратном уровне. В любом случае, наши выпускники успешно конкурируют на рынке труда в этой области.
– Альберт Вартанович, а как Институт физики позиционируется в регионе и в стране? Где ваши преимущества?
– Это весьма деликатный вопрос. Есть около десятка университетов, в которых подготовка по физическим специальностям ведется примерно на одном уровне. Лет пять-шесть назад публиковались ежегодные рейтинги, в которых мы занимали верхние позиции. Но мы не находимся с ними в прямой конкуренции, поскольку отдалены друг от друга территориально и специализируемся в различных научно- образовательных направлениях. Ближайший конкурент – Нижегородский университет. Это очень хороший вуз, и нет никаких препятствий тому, чтобы продолжить обучение в магистратуре Нижегородского университета или другого вуза. Базовые программы и качество подготовки примерно одинаковые. Желающие специализироваться в области ядерной физики могут продолжить обучение в Московском или Новосибирском университетах – у каждого из них есть своя специфика, так сказать, свой «конек», определяемый сложившимися научными школами, экспериментальной базой.
И у нас есть уникальные направления подготовки. Казанская школа магнитного резонанса широко известна в России и за рубежом. Есть у нас и уникальная международная программа по физике сложных систем, существует и единственная в России кафедра теории относительности и гравитации.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. И вообще о научно- исследовательской работе в институте.
– Возможно, это и нескромно, но это правда: в области научно-исследовательской деятельности мы, как структурное подразделение, безоговорочные лидеры и в университете, и в Казани. В числе лидеров мы и среди родственных факультетов и вузов России. На равных конкурируем с академическими институтами. Мы работаем по многим научным проектам, в том числе в тесной кооперации с ведущими зарубежными центрами ряда стран: Японии, США, Франции, Германии, Швейцарии, – как в рамках официальных соглашений, так и на инициативной основе. Работаем по пяти научным направлениям, три из которых действуют в рамках ведущих научных школ России, созданных по Президентской программе. К слову, в Казани их девять. В вузах города зарегистрированы только три, и все в Институте физики, остальные – в академических институтах. Все научные направления и лаборатории, за ними закрепленные, обеспечены современным научным оборудованием.
В планах – создание новых лабораторий мирового уровня. В последние годы акценты сместились в область технологий, создания новых перспективных материалов, в том числе для нужд наноэлектроники. Работа уже ведется по крупным проектам совместно с промышленностью. И во всем этом принимают самое активное участие студенты старших курсов, многие из которых остаются работать у нас. Они же проходят стажировку у наших зарубежных партнеров.
– Напрашивается вопрос: как вообще трудоустраиваются ваши выпускники, сколько зарабатывают?
– Государственного распределения на работу после окончания вуза в настоящее время не существует. Однако, что касается выпускников Института физики последних лет, то невозможно даже кратко перечислить все предприятия, где работают наши выпускники – это и высшие учебные заведения (КФУ, КГТУ-КАИ, КГТУ-КХТИ, к примеру), и научные учреждения, и различные предприятия и фирмы. В их числе: Казанский физико-технический институт имени Е.К.Завойского и другие институты Казанского научного Центра Российской академии наук, Казанское открытое акционерное общество «Органический синтез», ФГУП «ГИПО», ОАО «Мегафон» и другие сотовые операторы, ОАО «ICL-КПО ВС»), акционерный коммерческий банк «Ак Барс», «Татнефть» и многие другие производственные предприятия, Институт астрономии РАН, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, Крымская астрофизическая обсерватория министерства образования и науки Украины (НИИ КрАО), государственный астрономический институт имени П.К.Штернберга (ГАИШ) и другие академические институты вне Казани, МГУ и Вузы соседних регионов. Встретить наших выпускников можно и в силовых ведомствах, наших специализированных школах – лицеях. После защиты диссертаций немало наших выпускников работают зарубежом.
Выпускников нашего института можно встретить практически во всех уголках России, во многих городах и весях нашей громадной Родины. Многие из них возглавляют крупные промышленные предприятия. Так, например, наиболее известным из них, КамАЗом, руководит С.А.Когогин. На рынке труда наши выпускники пользуются повышенным спросом, и поэтому можно уверенно утверждать, что все они хорошо трудоустроены, среди них нет ни одного безработного, а зарплата в среднем у них заметно выше, чем средняя зарплата по стране.
– Ходят слухи, что в Институт физики трудно поступить и трудно в нем учиться. Сколько процентов студентов отчисляются после первой сессии?
– Отчисляются пять-десять процентов. Мы понимаем, что учиться у нас не просто, и к первокурсникам подходим в щадящем режиме. Но и по итогам пяти лет обучения отсев небольшой – на уровне двадцати процентов. В основном это те, кто не посещает занятия, особенно практические. Трудность обучения в том, что оно должно быть регулярным, без пропусков, поскольку все дисциплины связаны одной неразрывной цепочкой. Любой абитуриент, имеющий честные 110 баллов ЕГЭ по двум дисциплинам – физике и математике, при должном усердии может освоить успешно программу обучения.
– На каких кафедрах преобладает практическая работа?
– В основном, на радиофизических, а также при подготовке геодезистов. Разумеется, на кафедре технической физики и энергетики. Но практическая работа ведется и на всех экспериментальных кафедрах физического отделения.
– Личный вопрос: какими областями физики вы увлекались в детстве?
– В старших классах у меня были великолепные учителя по физике и математике. Эти предметы мне нравились логичностью и ясностью и давались сравнительно легко. Я готовился к поступлению в Московский физтех, но опоздал с подачей заявления – там прием документов, как оказалось, производился на полмесяца раньше. По иронии судьбы, моя профессия оказалась связанной с двумя предметами, которые я недолюбливал со школы – с радиофизикой и химией. Так что все в жизни случается…
– Ваши студенты – активный народ?
– Они постоянно среди лидеров – как в учебе, так и в спорте и самодеятельности. В олимпиадах по математике побеждают либо наши студенты, либо из мехмата. Ежегодно с десяток наших старшекурсников становятся обладателями научных стипендий – как российских, так и республиканских. Весенняя студенческая эстафета, или фестиваль «Студенческая весна» – мы обязательно в первой пятерке. Среди студентов много спортсменов высокого ранга – кандидатов в мастера и мастеров спорта в индивидуальных видах спорта – от гиревого до шахмат и водно-модельного. Словом, активнее студентов не бывает…
– Спасибо за ваш рассказ, Альберт Вартанович!
– Конечно, на газетных страницах многие детали не изложишь. Но исчерпывающая информация содержится на сайтах приемной комиссии университета и Института физики.