директор института физической культуры, спорта и восстановительной медицины искандер галеев: «от универсиады – 2013 мы ждем дальнейшего признания казанского федерального университета на международной арене».
институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины (ифксивм) кфу в новом формате существует чуть больше года. напомним, он был создан на базе факультета физкультурного образования казанского университета решением конференции кфу в 2011 году.
в ифксивм учатся шестьсот студентов по дневной и заочной формам обучения, работают более ста преподавателей и сотрудников, среди которых профессора, доценты, старшие преподаватели и ассистенты. учебный процесс обеспечивается шестью кафедрами, а занятия проходят в прекрасно оснащенных спортивных комплексах института – в известных всем объектах универсиады – 2013.
в связи с предстоящей универсиадой, до которой осталось всего три месяца, к деятельности ифксивм сегодня проявляется особое внимание, ведь институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины кфу является не только центром подготовки спортсменов и педагогических кадров, но и основным участником главного спортивного события года. о подготовке спортсменов в институте, его научной деятельности, предстоящем участии в универсиаде – 2013 мы попросили рассказать директора ифксивм доцента искандера галеева.
‑ искандер шамильевич, давайте начнем с особенностей. у любого института кфу есть две основные функции – образовательная и научная. у вашего института, насколько я понимаю, есть еще и третья функция – организация спортивных достижений. получается, что, если у физиков, условно говоря, карьера начинается, когда студент защитил диплом и нашел свое место в системе разделения труда, то у ваших питомцев пик спортивной карьеры приходится как раз на годы учебы. можно ли тут говорить, что их целью является получение степени бакалавра или магистра?
‑ конечно, можно. наша основная задача – подготовка специалистов для системы образования, то есть педагогов по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности. сегодня у нас бакалавриат пятилетний, и мы готовим бакалавров по двум специальностям сразу. в данный момент система среднего образования построена таким образом, что необходимость в специалистах одновременно по физической культуре и безопасности жизнедеятельности ощущается весьма остро. в силу того, что нагрузку эту может, способен и должен совмещать один специалист, у него получается достойная заработная плата, да и общение с детьми гораздо шире.
вместе с тем хочу отметить, что мы всегда приветствуем, когда наши студенты стремятся стать мастерами спорта, выходят на более высокую спортивную квалификацию. сегодня немало наших студентов являются членами сборной команды рф и выступают на различных соревнованиях. напомню, самый большой успех был в 2012 году, когда два наших выпускника ‑ юлия зарипова и алексей обмочаев стали олимпийскими чемпионами.
‑ это очень приятно! вы упомянули юлию зарипову, ситуация с ней, с моей точки зрения, достаточно символическая. она начинала в волгограде, выступала за волгоградскую область, а теперь наша, татарстанская спортсменка. и в волгограде же начинал свое развитие институт, который сейчас называется поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, который на сегодняшний день тоже располагается в татарстане. в связи с этим вопрос: не считаете ли вы, что наличие на одной площадке, в татарстане, двух мощных образовательных структур примерно одинаковой специализации – это многовато?
‑ нет, не считаю. дело в том, что это объективное решение той задачи, которая стоит перед всем физкультурным активом республики в целом по подготовке специалистов для большого количества спортивных сооружений, которые построены в казани и республике. сегодня мы не являемся конкурентами друг для друга: у каждого из нас свой абитуриент. мы, прежде всего, ориентируемся на выпускников средних школ, отнюдь не являющихся великими спортсменами или подающими надежды на это. наша задача, повторюсь, готовить педагогов образовательных школ. да, не отрицаю, к нам поступают и спортсмены высокого класса. так, на первом курсе у нас учатся алсу богданова, она выиграла первенство россии среди молодежи по легкой атлетике, руслан саммитов, член сборной россии…
‑ целью вашего института не является набор супер-спортсменов, вы хотите сказать, что это ‑ цель поволжской академии, так?
‑ конечно. поволжская академия готовит спортсменов высокого класса, кроме того, там находится международный центр федерации международного студенческого спорта. то есть главные задачи, стоящие перед поволжской академией, – готовить спортсменов высокого класса для сборной страны и специалистов (тренеров, прежде всего) для работы в высшем спортивном мастерстве.
‑ вернемся к спортивным достижениям ваших питомцев. при всем при том, что ваши коллеги из академии специализируются на подготовке спортсменов высших достижений, а вы ведете себя и высказываетесь скромно, среди ваших питомцев достаточно много людей, которые тоже являются выдающимися спортсменами. чуть подробнее о них и о том, как они такими стали?
‑ если углубиться в историю, то самый знаменательный успех у факультета физической культуры кгу случился в 1976 году, когда наши фехтовальщицы валентина никонова и наиля гилязова завоевали золотые олимпийские медали на олимпийских играх в монреале. тогда уже была четко сформулирована цель, появились подходы в подготовке спортсменов высокого класса. за всю историю существования нашего факультета, теперь уже института, подготовлено большое количество чемпионов, призеров различных соревнований, в том числе самого высокого уровня. да, хотя подготовка спортсменов высокого класса не является нашей главной задачей, у нас сложились добрые традиции в этом направлении, у нас работают педагоги и тренеры самого высокого класса. почему лучшие лыжники татарстана, чувашии, удмуртии, ульяновской области идут учиться к нам? потому что у нас есть великий педагог в области лыжного спорта фанис газизов, а в легкой атлетике – сергей павлов.
‑ позвольте перебросить мостик к вашей научной деятельности. в институте имеется шесть кафедр, и одна из них – гимнастики и лыжного спорта. почему именно эти две дисциплины выделены в отдельную кафедру?
‑ это дань традиции и реалиям. практически с самого начала создания нашего факультета кафедра так и называлась – кафедра гимнастики и лыжного спорта. учебная нагрузка по этим двум предметам, если их совместить вместе, достаточная, чтобы создать кафедру. а вот по отдельности этим двум видам спорта существовать в учебном плане достаточно непросто, хотя они являются главными, как и спортивные игры в школьной программе. для того, чтобы объективно правильно вести учебный процесс по нагрузке, в методическом плане они объединены в одну кафедру.
‑ спасибо, что разъяснили, но, тем не менее, получается, что дело не только в подготовке качественных учителей? как вы сказали, у вас есть лучшие лыжники, то есть кафедра выполняет функцию подготовки и спортсменов также?
‑ да, верно. традиции нашего учебного заведения таковы, что лучшие лыжники практически всегда были у нас. то есть республика поставляла нам самых лучших лыжников.
‑ продолжим тему научной составляющей института. я обратил внимание, что одной из доминирующих тем в научных исследованиях является деятельность сердца. эти исследования носят исключительно прикладной характер, или там есть фундаментальная компонента? направлены ли они на то, чтобы их могли использовать тренеры, студенты?
‑ именно прикладной характер и носят наши исследования. дело в том, что без исследований в области физиологии растущего организма, его адаптации его к физическим и психическим нагрузкам обойтись в работе учителя физкультуры или тренера абсолютно невозможно. не зная организм человека, особенно ребенка, невозможно давать ему нагрузки в школе, пусть даже небольшие. вот поэтому очень серьёзная работа проводится в этом направлении.
‑ вы ставите задачу так, чтобы ваши выпускники, преподаватели обычных средних школ знали физиологию человека на уровне школьного доктора?
‑ абсолютно верно. я могу сказать вам, что каждая выпускная квалификационная работа наших студентов основывается на научных исследованиях. наш студент на третьем, четвертом и пятом курсах проходит педагогическую практику в школе. с третьего курса он начинает самостоятельно собирать материал: проводит исследования на детях на частоту сердечных сокращений, измеряет объем легких при нагрузках, определяет ударный объем крови, то есть познает тот минимум, который необходим ему в дальнейшей работе. у нас защита выпускных квалификационных работ проходит как научная конференция.
‑ очень интересно. вы контактируете с другими институтами, которые занимаются изучением организма человека? в кфу есть институт фундаментальной медицины и биологии (ифмиб), там также очень серьезно занимаются физиологией человека, возможно, у вас есть совместные программы?
‑ конечно, есть, еще со времен существования биолого-почвенного факультета – у нас всегда были тесные связи с коллегами, выходили совместные научные статьи. когда сформировался институт фундаментальной медицины и биологии, мы расширили работу, появились взаимовыгодные научные интересы. наши профессора, доктора наук, которых у нас немало, довольно тесно общаются с профессорско-преподавательским составом ифмиб.
‑ это чисто человеческое общение, как я понимаю, вне рамок узаконенных, завизированных программ?
‑ да, вы правы, сегодня завизированных программ нет. почему? подождем чуть-чуть, пока закончится структурное формирование ифмиб, и, думаю, не позднее осени этого года юридические документы, договора, соглашения будут подготовлены и подписаны. у нас есть договора о сотрудничестве и соглашения с другими вузами и институтами. основным партнером мы считаем факультет фундаментальной медицины московского государственного университета, с которым был заключен договор в 2012 году нашей кафедрой анатомии, физиологии и охраны здоровья человека под руководством профессора тимура львовича зефирова. с нашей стороны этот договор подписал проректор кфу данис карлович нургалиев.
‑ какие-то команды, тренеры, спортсмены используют сейчас ваши наработки? помните валерия борзова, нашего легкоатлета, олимпийского чемпиона, по которому в киеве работал целый научно-исследовательский институт? востребована ли наука сейчас в спорте?
‑ в советские времена декан нашего факультета в прошлом, а ныне профессор кафедры теории физической культуры ринат абзалович абзалов с коллегами вел широкие научные исследования с футболистами киевского «динамо», как раз там и играл в те годы наш студент виктор колотов. тогда валерий лобановский, известный тренер, очень много познал о состоянии организма футболиста и его способности переносить нагрузки.
‑ болельщики «спартака», наверное, на вас зуб станут точить: оказывается, казань киеву помогала тогда побеждать москвичей, так?
‑ (смеется) наверное, так. но это уже далекая история. в силу того, что сегодня содержание клубов высшего спортивного мастерства, премьер лиг и т.д. идет в основном за счет частных, личных или акционерных средств, то выбор падает, как правило, на зарубежные научные бригады. а мы сегодня все свои усилия направляем на изучение способности переносить нагрузки нашим населением, студентами, молодежью. очень серьёзные исследования проходят на кафедре безопасности и жизнедеятельности, а также на кафедре тимура зефирова. на сегодня мы обследовали пятьсот студентов нашего университета, триста студентов сельскохозяйственной академии, готовимся изучить физическое состояние студентов одного из некоммерческих вузов, затем все это сравнить и через три года дать рекомендации.
‑ в вузах есть занятия физической культурой. способствуете ли вы с методической, тренерской точки зрения тому, чтобы эти занятия были продуктивными?
‑ конечно! общеизвестно, что предмет «физическая культура» имеет наибольшее количество часов в государственном стандарте ‑ четыреста за все три-четыре года обучения. но все зависит от самого преподавателя: если он лидер, профессионально подготовлен, то к нему ребята всегда тянутся. мы сегодня пытаемся исследования провести таким образом, чтобы выдать методические рекомендации к дальнейшей правильной организации учебного процесса. задача, прежде всего, не ухудшить, а подправить здоровье наших студентов.
‑ не могу не закончить нашу беседу вопросом об универсиаде - 2013. как ваш институт будет участвовать в универсиаде? в качестве болельщиков или тренеров, волонтеров? чего вы сами ждете от универсиады?
‑ от универсиады – 2013 мы ждем дальнейшего признания казанского федерального университета на международной арене ‑ как центра студенческого спорта, и не только в нашем приволжском округе. только от нашего института порядка пятнадцати студентов планируется включить в сборные российские команды. кроме того, немало студентов, имеющих такое право, есть на юридическом факультете, в институте физики кфу. мы приняли решение, что все студенты, за исключением спортсменов, должны выступить в роли волонтеров на универсиаде. наши ребята просто обязаны там быть! необходимо каждому повариться в этой кухне с тем, чтобы потом рассказывать своим учениками о прелестях тех соревнований, на которых они побывали. двести наших студентов уже рекрутированы официально, те, кто непосредственно не будет работать у площадок, займутся обслуживанием мероприятий в формате универсиады. основная часть преподавателей также будет в этом задействована.
‑ большое спасибо, искандер шамильевич, за ваши ответы! новых учебных, научных и спортивных успехов вам и вашему институту!