"Ученые записки Казанского университета" - одно из старейших российских периодических изданий научного характера.
В 2014 году одному из старейших российских научных изданий - "Учёным запискам Казанского университета" - исполняется 180 лет.
"Ученые записки" были основаны в 1834 году по инициативе ректора Казанского университета, выдающегося математика Н.И. Лобачевского. Открывая первый номер "Ученых записок", ученый разъяснял отличие этого издания от общественно-политических и художественных журналов, приверженных изображению "страстей и чувств": страницы "Записок" предназначены для тех, "кому принадлежит трудиться собственно для науки и ожидать награды в своей известности, ученой славе".
С 2005 года "Учёные записки Казанского университета" стали выходить в трех сериях: "Гуманитарные науки", "Естественные науки" и "Физико-математические науки".
В серии "Естественные науки" традиционной стала рубрика "Колонка редактора", в которой освещаются актуальные вопросы и значимые события естественнонаучной сферы. Инициатором этой рубрики стал ответственный редактор журнала "Учёные записки Казанского университета. Серия Естественные науки", профессор Герман Константинович Будников.
Предлагаем вашему вниманию колонку редактора, опубликованную в книге 2 и посвященную научным школам университета.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
В этом году Казанский университет, один из старейших университетов России, отмечает 210-летие со дня своего основания. Это повод, чтобы обратиться к некоторым вопросам его истории. На протяжении этого периода он никогда не был чисто образовательным учреждением, потому что в университете существовали научные школы, с которыми связаны крупнейшие открытия и исследования. Известны, например, казанская школа химиков, казанская школа физиков, казанская школа астрономов, казанская геоботаническая школа, казанская школа физиологов - исследователей водного режима растений и т. д. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что эти школы объединены словом, обозначающим их принадлежность городу Казани, хотя все они являются неотъемлемой частью университета. Все они создавались в конкретных исторических условиях и свои названия сохраняют в памяти и трудах последователей.
О научных школах вообще, в том числе и в университете, речь шла сравнительно недавно в журнале "Научный Татарстан" (2003, № 3) и в одной из колонок редактора журнала "Учёные записки Казанского университета. Серия Естественные науки (2005. " Т. 147, кн. 3. " С. 4 "5). Для эпохи реформирования и преобразований десятилетие " это большой период, и нелишне снова обратиться к истории вопроса. Здесь уместно привести точку зрения В.И. Вернадского, который считал, что образование научных школ, как хорошая российская традиция, явилось следствием особенностей культурно-исторического развития России: "В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества "
Она создавалась при этом интеллигенцией страны " создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций " (Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65). В.И. Вернадский также отмечал свободу, независимость русских учёных в области научного творчества, "которая " отсутствовала в научной культурной среде Запада " (с. 67). Так что можно говорить, что не во всех странах, даже в тех, где достигнут прогресс и успехи науки особенно впечатляют, имеются научные школы.
В стенах нашего университета берут истоки всемирно известные научные школы, неразрывно связанные с такими выдающимися именами, как Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, В.М. Бехтерев, И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.П. Васильев, Н.Г. Чеботарёв, А.Е. Арбузов и многие другие. Другими словами, у нас богатая история и нам есть чем гордиться.
К научным школам как к объектам исследования в рамках наукометрии, а затем и социологии науки интерес был проявлен в последней четверти прошлого века. На рубеже столетий и в начале XXI века научные школы, прежде всего действующие в исследовательских институтах, получили финансовую поддержку со стороны государства.
Сейчас понятие "научная школа " применяется к весьма разнообразным структурам, и существует несколько вариантов его толкования. Феномен научной школы как особой формы генерации научного знания стал обсуждаться в работах по этой теме ряда специалистов, поддержанных грантами РФФИ. Многие вопросы, связанные с научными школами, получили внимание и нашли отражение в Интернете (статьи, очерки, презентации, конкурсы на звание руководителя или основателя научной школы, проводимые негосударственными академиями, и т. д.), и не только в рамках науковедения.
Не вдаваясь в детали этой интересной проблемы, можно сказать, что сейчас научную школу стали чаще всего связывать с исследовательским университетом в рамках поиска путей, которые повышают эффективность его деятельности. Появились базовые документы и основные документированные процедуры, а деятельность научных школ стали выстраивать в соответствии с аккредитационными показателями НИР, применяемыми к университету. В общем случае, если следовать базовым документам, научные школы должны осуществлять научно-исследовательскую, научно-проектную, научно-организационную, координационную, внедренческую и иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом, миссией и политикой университета и правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями ректора, перспективным и годовыми планами работы, договорами, заключаемыми университетом со сторонними организациями. Появился соблазн к увеличению списка научных школ, поскольку этот показатель в оценке университета среди других стал определяющим.
Понятно, что не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы и тем более " ведущей научной школы. Как правило, когда в отчётах говорится о научной работе кафедры, то никогда не подразумевается, что на каждой из них есть научная школа в полном понимании этого определения. Однако директивно создать научную школу трудно (а скорее всего, нельзя) по ряду причин. Требуется некоторое время для создания творческой атмосферы, морально-нравственного климата, своего рода этических норм (этос науки), которым следовали бы "члены команды ", и, что не менее важно, уверенности в правильном выборе направления исследований и соответствующей методологии. Коллектив должен быть свободным в своём творчестве, о котором говорил В.И. Вернадский. В содержание научного этоса можно включить и нравственные принципы учёного, преподающего в студенческой аудитории. К внутреннему этосу науки следовало бы отнести и ответственность учёного за новизну своих работ, публикуемых в различных изданиях. Каждая работа должна нести новую мысль, идею, подход, но не быть копией других, иначе она лишается статуса научности. Эти вопросы сейчас обсуждаются не только в научных статьях, но и в средствах массовой информации.
Известно, что продуктивная научно-исследовательская деятельность, в которую вовлечены университетская профессура, преподаватели и студенты, формирует особый тип мышления и качества личности. И здесь научная школа как нельзя лучше может обеспечить раскрытие творческих способностей студенческой молодёжи, восполнение на этой основе интеллектуального потенциала и сохранение исторических традиций. В этом отношении научные школы, которые упоминались выше, выступают как "интеллектуальные " бренды в историческом пространстве, способствующие патриотическому воспитанию студентов. Публикационная активность научной школы (статьи в международных журналах, крупные монографии, учебная литература и т. д.), выступления с докладами на конференциях различного уровня и другие общественные формы отчёта о проделанной работе придают школе академическую узнаваемость и мировую известность. Члены "научной команды ", которая стала заметной на научном небосклоне, привлекаются международными издательствами и журналами к рецензированию рукописей научных работ, а сама школа начинает исполнять роль неселективного действующего фильтра, в том числе и при экспертизе диссертационных исследований, выполненных в нашей стране.
Науковеды на основании исторических фактов полагают, что обладающие опытом и широтой знаний учёные и начинающие исследователи могут объединиться в школу по их собственной инициативе (то есть на принципах самоорганизации). И этот коллектив единомышленников создаёт наилучшие условия для развития нового направления исследований и начинает работать эффективно. При этом термином "научная школа " обозначаются лишь основные, с точки зрения науковедов, типологические формы:
а) научно-образовательная школа; б) школа " исследовательский коллектив; в) школа как научное направление, приобретающее при определённых социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер. Однако в "чистом " виде эти типологические формы школ встречаются довольно редко, и подлинная научная школа объединяет чаще всего эти три ипостаси.
Важным является вопрос о жизненном цикле научной школы. Если отвлечься от всего многообразия направлений развития науки и образования в наше время и выделить лишь исследовательские школы, явно сохраняющие свои инновационные и образовательные функции, то есть подготовку кадров высшей квалификации в приоритетных направлениях, то число таких школ будет не столь большим. Кстати, об этом свидетельствует ряд решений администрации университетов, в которых проводится политика по научным школам: критический взгляд на проблему здесь необходим. В ряде случаев число школ сокращается руководством университетов при рассмотрении заявлений на это звание, подаваемых его подразделениями.
Как социальное явление, научная школа, сохраняющая свои атрибуты, подобна живому организму, поэтому она имеет свой период жизни, что и подтверждает история отечественной науки. Тем не менее, независимо от продуктивности работы школы, её чисто научный итог непредсказуем. Существует ряд причин непредсказуемости дальнейшей судьбы научной школы. Это может быть и отсутствие новых концепций, новых научных направлений, которые могли бы разрабатываться далее, и завершение реализации намеченной программы, и, наконец, потеря её социальной значимости. Исчерпывание ресурса школы может иметь и другие причины, в частности отсутствие финансирования.
Научные коллективы (лаборатории, чаще всего кафедры), как структуры самоорганизации науки, создаются не на пустом месте. Они максимально используют в научных поисках традиции, оставленные предшественниками, то есть теми школами, о которых речь шла выше (интеллектуальные бренды). Если при этом кроме синтеза нового знания в научном коллективе осуществляют мотивированную подготовку научной молодёжи, которая в дальнейшем должна продолжить традиции научных поисков, то этот коллектив, по существу, и есть научная школа. Она ориентирована на проблемные области, имеющие междисциплинарный характер, что типично для современного знания, особенно естественнонаучного. Для нашего университета сказанное крайне актуально " нам предстоит выполнить программу по достижению глобальной конкурентоспособности. И здесь в научной школе как нельзя лучше создаются критерии оценки деятельности КФУ.
К другой форме самоорганизации научных исследований, которую рассматривают как вариант школы, относится инициативное объединение учёных, охватывающее всю совокупность их неформальных связей, образующее некое мини-сообщество. Его раньше называли "незримый колледж ". Это сообщество состоит из исследователей, которые, работая в различных местах, объединены общей проблемой и сходными подходами к решению задач. Обмен информацией между членами этого сообщества происходит в реальном масштабе времени через электронную почту. Однако при этом можно ожидать и размытия границ научных школ до уровня, при котором они могут потерять свою самобытность, на что, в свою очередь, влияют условия глобальных изменений и образовательных реформ. На это указывал в своё время А.А. Баев, который скорее критически относился к тому, могут ли в наше время существовать научные школы в старом, классическом понимании. Однако имеется положительный опыт таких объединений, например мегапроекты, поддержанные РФФИ, и развиваемая КФУ концепция Open Lab. В них предусмотрены условия для создания научных школ, по завершению которых передаются новые знания для науки и экономики, остаются компетенции, опыт и know how, которые в итоге получают молодые учёные.
Рамки колонки редактора не позволяют обсудить вопросы об основоположниках научных школ и их последователях. Взгляды их приверженцев могут варьироваться от крайне консервативных до крайне гибких, что создаёт предпосылки для появления фракций и раскола, а это, в свою очередь, может привести к возникновению новых научных школ. Несколько научных школ могут одновременно решать одни и те же научные задачи, однако при этом различаться в теоретических и экспериментальных подходах к их решению. В итоге это приводит к разнообразию результатов, достигнутых учёными разных школ.
Резюмируем сказанное. В XXI столетии, когда многие области естественнонаучного знания в своей эволюции уменьшили скорость развития, а научные проблемы приобрели междисциплинарный характер, лишь объединение усилий учёных, исповедующих разную методологию, сможет обеспечить успех в достижении глобальной конкурентоспособности. Научная школа здесь " наиболее эффективный инструмент и в то же время важный элемент гражданского общества. Начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента Российской Федерации А.С. Левин отмечает, что основными определяющими признаками научной школы являются: а) наличие нескольких поколений в связках учитель " ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом; б) общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований; в) в целом единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области; г) постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих учёных; д) постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки. На основании этого он даёт феноменологическое определение научной школы: это исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников.
Наука и научные школы не могут рассматриваться вне истории. Не удивительно, если историю научных школ будут пересматривать через некоторое время. Для историка, изучающего научные школы, интерес могут представлять не столько сами школы и их становление в качестве важных элементов гражданского общества, сколько оригинальность идей, которые были способны существенно продвинуть науку или противодействовать распространению ненаучных или девиантных форм познания. Действительно, в любую эпоху существующая реальность порой требует нового взгляда на прошлое. При этом появляется возможность увидеть предмет с разных сторон, в разных "проекциях ", при разных акцентах, получить ещё одну версию, дающую в итоге полную картину прошлого науки, в том числе и научных школ.
Ответственный редактор серии "Естественные науки" Г. Будников
Зубаков Вячеслав
19.11.14, 15:03
+5
|
Всё хорошо, всё радостно! С юбилеем! Но, как говорится, устами уважаемого Г.Будникова да мёд бы ещё пить... |