Информационно-аналитический журнал «Университетская книга» в октябрьском номере опубликовал интервью с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым
Высшее образование и вузовская наука в нашей стране основаны на традициях, заложенных первыми университетами, в числе которых – один из старейших, – Казанский (Приволжский) федеральный университет. Традиции в КФУ успешно сочетаются с инновациями: университет является интеллектуальным центром Поволжья. К разговору о новых образовательных форматах, кадровой политике, программах стимулирования публикационной активности, научных направлениях, социальных программах, проектах международного сотрудничества университета «УК» пригласил ректора КФУ Ильшата ГАФУРОВА.
— Ильшат Рафкатович, университет, которым Вы руководите, – один из старейших и известнейших в России, вуз с богатой историей. В 2010 г. университету присвоен статус федерального. Что дал вузу новый статус, помимо многократного увеличения числа студентов, преподавателей и площадей? Какие показатели получил КФУ по итогам мониторинга эффективности вузов, проходившего осенью 2012 г.?
— Наш университет получил в 2010 г. не только статус, но и утверждённую Правительством РФ программу развития на 2010–2019 гг. Это 11,375 млрд рублей, в том числе 5 млрд рублей за счёт средств федерального бюджета (на 2010–2014 гг.). Такие ресурсы позволили нам за прошедшее время заново оснастить и модернизировать более 130 лабораторий, минимум 100 из которых сегодня соответствуют мировому уровню, открыть новые специализации и научные направления, создать новые институты.
Это облегчило нам задачу попадания в число 15 лучших университетов России по итогам открытого конкурса, объявленного в прошлом году в рамках реализации положений Указа Президента России Владимира Владимировича Путина об обеспечении вхождения к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню мировых. Мы получили соответствующую финансовую поддержку из федерального бюджета. На 2013 г. для КФУ это 592,4 млн рублей.
— На многочисленных образовательных форумах коллеги нередко обсуждают способы и меры по исполнению указов Президента РФ по повышению уровня российских вузов в международных рейтингах. Какова динамика публикационной активности преподавателей и учёных Вашего университета? Какие первоочередные меры, на Ваш взгляд, следует предпринять для более уверенного позиционирования российских вузов в международных рейтингах?
— Когда мы готовились к упомянутому конкурсу, то выбрали референтную группу вузов, входящих в топ-100 по рейтингу QS и сопоставимых с КФУ, – по количеству студентов и преподавателей, тематике образовательных программ, направлениям научных исследований и, что для нас было принципиально важно, имеющих программы сотрудничества и обмена опытом с КФУ.
Анализ показал, что наш университет не уступает этой группе по техническому оснащению, но заметно отстаёт по таким показателям, как количество публикаций в индексируемых изданиях, доля зарубежных научно-педагогических работников, а также студентов, аспирантов и магистрантов. Здесь – большое поле для работы в части образовательного и научного процессов, повышения студенческой и научной мобильности, стимулирования публикационной активности учёных КФУ. Для решения последней задачи в КФУ создана система материального поощрения, которая подразумевает выплату за каждую статью, опубликованную в индексируемом издании. Кроме того, учёные, имеющие выдающиеся показатели, и молодые учёные, показывающие значительную динамику публикационной активности, получают специальную ежемесячную доплату, подобно академикам и членам-корреспондентам государственных академий. Сказать, что уже произошёл взрывной рост публикаций, было бы преувеличением, но оживление очевидно: в России КФУ держит 5–7 места по числу публикаций в системах Scopus и Web of Science.
— В связи с этим интересна статистика защищаемых кандидатских и докторских диссертаций? Изменился ли качественный уровень этих работ со сменой статуса вуза?
— В 2010 г. степень кандидата наук была присуждена 137 сотрудникам КФУ, в 2011 г. – 216, в 2012 г. – 241. За первое полугодие текущего года защищены 73 кандидатские диссертации. Динамика по докторским диссертациям несколько иная, соответственно по годам это 17, 29, 20 защит и пять защит, выполненных в 2013 г. На сегодняшний день я бы не стал напрямую увязывать динамику защит с изменившимся статусом университета, всё-таки кандидатские, а докторские работы особенно, пишутся, нередко, годами. Но руководство КФУ рассчитывает, что усилия, предпринимаемые по концентрации ресурсов на прорывных, наиболее перспективных направлениях научной мысли, положительно скажутся и на качестве диссертационных работ.
— Если можно – чуть подробнее о приоритетных направлениях научных исследований…
— Научные исследования в КФУ ведутся в рамках 28 основных направлений, из них 13 – естественнонаучные, 10 – гуманитарные, 5 – междисциплинарные. Первостепенными для КФУ приоритетами мы считаем развитие исследований и подготовку специалистов в области фундаментальной медицины, биофизики и биохимии, а также фармацевтики. Это ведущий мировой тренд: на перечисленные сферы в настоящее время приходится основной массив публикаций в индексируемых научных изданиях. Кроме того, мы намерены и впредь развивать такие направления, как нефтехимия – это традиционно для России, а также ИТ-технологии и информатизацию в целом, как ключевое звено экономики знаний. Здесь у нас есть определённые заделы, конкурентные преимущества, и мы не имеем права не использовать их для укрепления позиций Казанского федерального университета. Другие точки роста – это автомобиле-, авиа- и двигателестроение (как Вы знаете, КамАЗ, авиа- и вертолётостроительные заводы – это тоже Татарстан), а также технологии получения новых материалов, нанотехнологии, сложный инжиниринг.
— Расскажите о проектах международного сотрудничества КФУ. Сколько иностранных учёных преподают в университете? В каких странах организуются стажировки студентов, аспирантов и докторантов?
— Партнёрами КФУ являются свыше 90 вузов и научных центров в 35 странах. Проектов и совместных программ очень много, поэтому приведу только несколько примеров. Скажем, с Институтом им. Макса Планка (Германия), Техасским университетом (Texas A&M University, США) и Национальным институтом наук о материалах (National Institute for Materials Science, Цукуба, Япония) мы реализуем проект «Мультиразмерные “умные” покрытия с продолжительным антикоррозионным эффектом», в содружестве с Институтом Уиттимора Питерсона (Рино, США) ведём исследования молекулярных механизмов защиты клеток эндотелия в ответ на вирусную инфекцию. Учёные Института фундаментальной медицины и биологии КФУ и Средиземноморского института нейробиологии (INSERM, Марсель, Франция) вместе изучают раннюю активность мозга. Есть перспективные проекты и в гуманитарной сфере. Здесь могу отметить работу «Центра культурных исследований постсоциализма», ведущуюся совместно с Университетом Кембриджа (Великобритания) и Европейским университетом в Санкт-Петербурге, комплексное исследование Турции, в котором учёные Института востоковедения и международных отношений КФУ принимают участие по приглашению Института им. Юнуса Эмре (Анкара). Темы актуальные, масштабные и имеющие как фундаментальное значение, так и прикладное.
К сожалению, пока мы не можем похвастаться большим количеством иностранных учёных, которые преподают в КФУ, счёт идёт на десятки. Например, в прошлом учебном году у нас работали 38 зарубежных преподавателей, и мы хотим добиться, чтобы их были сотни. Думаю, ситуация начнёт динамично улучшаться, как только стартует программа по повышению конкурентоспособности КФУ в рамках продвижения в глобальный топ-100 вузов. Однако уже сейчас видна положительная динамика. По программе развития КФУ выделяется по 1 млн долларов в год на приглашение ведущих учёных в области ИТ, в середине августа Минобрнауки Республики Татарстан удовлетворил заявки на финансирование из бюджета республики в сумме 5 млн рублей приглашения семи преподавателей для чтения лекций в рамках действующих образовательных программ в различных институтах КФУ в рамках республиканской программы «Алгарыш» («Будущее»). Эти семеро учёных из университетов Страсбурга, Пенсильвании, Маастрихта, Загреба, Харькова и Лозаннской политехнической школы будут читать лекции нашим студентам и работать в лабораториях КФУ от четырёх месяцев до года. Думаю, это сотрудничество будет продуктивным. Что касается вопроса, в каких странах стажируются представители КФУ, то ответ очевиден – прежде всего, в тех, с вузами которых наш университет партнёрствует. Хотя есть и отдельные соглашения по студенческому обмену, например, со Страсбургским университетом по программе двойного диплома по хемоинформатике, с Гиссенским университетом, с университетами Инсбрука, Пассау (Германия) и рядом других.
— Какова статистика абитуриентов за последние три года? Как влияет демографический кризис на их количественный и качественный состав?
— Мы уделяем работе с абитуриентами самое серьёзное внимание. В КФУ в настоящее время действуют «Детский университет», «Малый университет», Лицей им. Н.И. Лобачевского, ИT-лицей (с собственным новым кампусом), «Лаборатория развития одарённости», интеллектуальный лагерь «ИнтеЛ Лето», летняя профильная школа – лагерь «Квант». Кроме того, сотрудники институтов КФУ, члены постоянно действующей Приёмной комиссии регулярно выезжают в районы Татарстана, в сопредельные регионы, а также, скажем, в Казахстан и другие бывшие республики СССР с выставками, лекториями, организуют конкурсы и олимпиады, пропагандируют КФУ в лучшем смысле этого слова. Это большие затраты и большие хлопоты, но это задел на будущее. И могу сказать, что такая работа приносит плоды. Если в прошлом учебном году в КФУ на все формы обучения поступили ребята из Татарстана и 56 других регионов России, и было принято чуть менее 10 тыс. человек, то в этом география расширилась до 62 регионов и 10 630 человек. Но дело не столько в количестве, хотя и это важно, сколько в качестве: средний балл ЕГЭ в головном вузе в сравнении с прошлым годом вырос с 71,3 до 80,4, – речь о «дневниках», поступивших на бюджетные места. О качестве приёма говорит и количество медалистов, поступивших в КФУ в этом году, – их 1465. Среди новоиспечённых первокурсников семь победителей и призёров Всероссийских олимпиад школьников и 28 победителей и призёров олимпиад, включённых в утверждённый Минобрнауки России список олимпиад школьников федерального уровня.
Что касается Вашего вопроса о влиянии демографического кризиса в России на качество поступающих… Честно сказать, я его не заметил: ребята к нам приходят толковые, развитые, в том числе, в массе своей, и физически развитые.
— Вы упомянули о таких формах обучения, практикуемых в Казанском федеральном университете, как «детский» и «малый» университеты. Расскажите об этих направлениях более подробно. Что мотивирует школьников заниматься наукой? Даёт ли им это какие-то бонусы при поступлении в университет в условиях повсеместного введения ЕГЭ?
— Дети любопытны по своей природе, они всё хотят знать, и если правильно их ориентировать, то никаких специальных мотиваций для побуждения заниматься наукой в общем и не потребуется. Собственно, в этом и заключается идея проекта «Детского университета», в котором занимаются дети в возрасте 8–12 лет. Несколько упрощая, можно сказать, что лекторы из КФУ призваны доступным языком рассказывать ребятам о том, что им не могут объяснить родители, и на что не хватает времени учителям в школе. В «Детском университете» мы пытаемся пробудить интерес юных слушателей к самым разным отраслям знаний, а уж к чему у кого больше склонности – покажет время и, отчасти, «Малый университет», который нацелен на подготовку к поступлению в вуз старших школьников. Это воспитание в широком смысле слова, и это, конечно, главное поле деятельности факультета довузовского образования КФУ. Мы, говоря канцелярским языком, готовим кадры для себя. Каждый год через «Малый университет» проходит около 500 школьников, эти ребята добиваются высоких результатов на олимпиадах и конференциях различных уровней, и кто может упрекнуть нас в том, что большинство из них выбирают в итоге КФУ?
— Последние годы Татарстан был очень силён в ИТ-сегменте. Как это направление поддерживается и развивается в вузе сегодня?
— Надеюсь, не будет воспринято, как хвастовство, если я скажу, что сам ИТ-сегмент в Татарстане вырос из университетского факультета вычислительной математики и кибернетики и НИИ математики и механики им. Н.Г. Чеботарёва. (Кстати, нынешний Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров тоже наш выпускник.) В 2011 г. на его базе были сформированы, соответственно, Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского и Институт вычислительной математики и информационных технологий (ВМиИТ). Последний является одним из ведущих образовательных и исследовательских центров России в области прикладной математики и информатики. Кроме того, мы создали Высшую школу информационных технологий и информационных систем (ИТИС). Здесь концентрируются – по части подготовки ИТ-специалистов – усилия крупнейших ИT-компаний Поволжского региона, здесь действуют лаборатории таких всемирно известных компаний как Microsoft, HP, Cisco, Oracle, IBM, Samsung. ИТИС призван с раннего этапа обучения вовлекать студентов в работу и делает акцент на прикладные дисциплины. Студенты проходят постоянную производственную практику в ведущих ИT-компаниях и ИТ-парках Татарстана. В определённом смысле ИТИС, а также два названных института – это своего рода турбина, притягивающая наиболее одарённых, способных в данной области школьников. Но у нас есть, как я уже упоминал, и собственная «кузница кадров» – ИТ-лицей и лицей им. Н.И. Лобачевского.
Обобщая, должен сказать, что мы выработали комплексный подход к обучению инфокоммуникационным технологиям и исследованиям в этой сфере. Так, цепочка «ИT-лицей – ИТИС – ИВМИТ» выводит на магистерские программы по экономике, геологии, энергетике, химии и нефтехимии, биомедицине, т.е. студенты получают подготовку в сфере ИТ, обучаясь на самых разных факультетах. Междисциплинарный подход постепенно начинает доминировать в КФУ и в части научных исследований. Как уже было сказано, мы ведём их с крупнейшими мировыми компаниями. Это касается ряда интеллектуальных технологий, например, визуализации, больших данных, защиты информации. В КФУ есть и собственные топовые разработки в обсуждаемой сфере. Например, синхронизация шкал времени, метеорная криптография, система гидрогеомеханического моделирования.
— Расскажите о наиболее ярких инновационных проектах Вашего университета. Какое развитие получают дистанционные программы, интерактивное обучение?
— В ответах на предыдущие Ваши вопросы уже содержалась, как мне представляется, информация об инновациях КФУ в различных сферах, главным образом, естественнонаучных. Поэтому давайте сейчас я приведу пример из гуманитарной области, точнее – области подготовки педагогов для общеобразовательных школ.
Сегодня мы реализуем как традиционную схему подготовки школьных педагогов, которая практиковалась в Казанском педагогическом университете до его интеграции в состав КФУ, так и новую – распределённую по базовым институтам. Сегодня в педагогическом направлении подготовки задействованы двенадцать институтов КФУ с охватом более 14 тыс. студентов.
С нового учебного года начинается апробация интегральной модели вхождения в учительскую профессию, – это, можно сказать, – ноу-хау учёных университета. Речь идёт о внедрении гибких образовательных траекторий для студентов естественнонаучных институтов с целью их перехода в процессе обучения на педагогический профиль. Дополняет эту модель новая программа профессиональной переподготовки студентов старших курсов непедагогических направлений, – в объёме 500 часов. Она сориентирована на тех студентов, которые хотят приобрести дополнительные компетенции в области педагогики.
Естественно, реализация новой идеологии педагогического образования предполагает широкое внедрение электронных образовательных ресурсов. Здесь мы движемся по нарастающей. Достаточно сказать, что к началу нового учебного года количество электронных ресурсов, зарегистрированных в международной системе управления курсами Moodle, составило более 800. Это превышает данные 2011 г. почти в девять раз, а число пользователей за это время увеличилось практически в 10 раз, достигнув показателя в 16 тыс.
Педагогическое направление занимает лидирующие позиции в университете по использованию дистанционных курсов: из почти 60 подготовленных ресурсов свыше 40 уже широко используются в ходе решения учебных задач, включая реализацию совместных образовательных программ с университетом Париж-3 – Новая Сорбонна, нашим давним партнёром Гиссенским университетом, Университетом Страсбурга, Вроцлавским экономическим университетом и другими вузами-партнёрами.