В июле 2014 года завершается конкурс Международной ассоциации исследований сердца, в котором участвует - и, по мнению ряда специалистов, является одним из вероятных лауреатов - аспирант Казанского федерального университета Эктор Алехандро Кабрера Фуентес. Мы попросили его рассказать об этом конкурсе и своих научных интересах.
Интервью состоялось во время короткого визита Алехандро в Казань, так как сейчас он живет в Германии, работая в рамках проекта "International Research Training Group 1566 Protecting the Heart from Ischemia PROMISE - Защита сердца от ишемии" КФУ и Гиссенского университета им. Ю.Либиха по гранту DFG (Deutsche Forschungsgemeinschaft).
- Алехандро, расскажите, пожалуйста, вначале о самом конкурсе, как проходило выдвижение?
-Можно сказать, что все предыдущие конкурсы так или иначе вели к нему. В прошлом году я был признан лучшим молодым ученым Немецкой ассоциации по атеросклерозу (Deutsche Gesellschaft für Arterioskleroseforschung e.V.), которая и выдвинула меня на конкурс на звание лучшего молодого ученого Международной ассоциации исследований сердца.
А в этом году я номинировался на конкурс премии Hauss-Preis. Согласно требованиям конкурса, было необходимо опубликовать статью об атеросклерозе в журнале с импакт-фактором выше 10. По итогам было выбрано пять статей. Свои научные работы мы защищали на заседании ученого совета данной ассоциации. Я стал победителем и прочитал открытую лекцию на конгрессе ассоциации. Стоит сказать, что там читались две большие лекции. Одна - от молодого ученого, это был я, и другая от крупного ученого -эту лекцию прочитал директор Института кардиоваскулярной биологии из Университета Ульма (Universitat Ulm, Department of Internal Medicine II-Cardiology) Вольфганг Кёниг.
Хочу отметить, что премию Hauss-Preis мы получили совместно с доктором Сакине Симсекьюлмаз, благодаря сотрудничеству университетов между Казанью, Гиссеном, Аахеном, Гавайями.
Недавно стало известно, что жюри конкурса выдвинуло на конкурс Международной ассоциации исследований сердца. В последнем уже выбраны финалисты, и я один из них. Мы должны презентовать свою научную работу в рамках конгресса Frontiers in Cardiovascular Biology 2014 , который пройдет в Барселоне в начале июля.
- Расскажите, какая именно статья по атеросклерозу была отмечена научным сообществом?-
- Это статья "Роль внеклеточной РНК в образовании атеросклероза у мышей? ("Role of Extracellular RNA in Atherosclerotic Plaque Formation in Mice"). Она опубликована в журнале Circulation, имеющем импакт-фактор 15,2 и считающемся ведущим в области исследований сердца. Я был счастлив узнать, что она была признана статьей года в Германии и получила вышеупомянутую премию W.H. Hauss-Preis 2014. В статье мы впервые показываем и объясняем как внеклеточные РНК, появляющиеся во время развития атеросклероза, изменяют нормальную функцию макрофагов. Обычно, когда начинается формирование бляшки, макрофаги активируются и прекращают воспаление. Однако внеклеточная РНК, взаимодействуя с ними, переключает противовоспалительную функцию макрофагов на провоспалительную. Этот механизм называется "поляризация макрофагов".
В экспериментах на генномодифицированных мышах (Ldlr−/− и ApoE−/− ), содержавшихся на специальной высококалорийной диете, вызывающей "модельный атеросклероз", через три недели было установлено наличие атеросклеротических бляшек и образование неоинтимы - фиброзной оболочки на внутренней поверхности сосуда. Вследствие этих процессов стенки сосудов утолщаются и прекращается свободный ток крови. Мы доказали, что при инъекции РНКазы (рибонуклеазы) неоинтима становится тоньше, а количество бляшек меньше. Известно, что нестабильность бляшек приводит к образованию тромбов, что, в свою очередь, увеличивает риск инфаркта. Мы установили, что при действии РНКазы бляшки становятся более стабильными, уменьшается их размер, и таким образом, снижается возможность тромбообразования. Нашими исследованиями мы заложили основы новой медицинской технологии лечения атеросклероза с помощью РНКазы.
Сейчас готовится публикация, посвященная терапевтическим возможностям РНКазы во время острого инфаркта сердца.
- Рибонуклеиновая кислота становится панацеей?
- Нет, конечно, но мой научный руководитель в Гиссенском университете профессор Клаус Прайснер, который занимается внеклеточными РНК, оценивает их роль в воспалительном процессе как решающую. Он всемирно известный ученый в области васкулярной биологии, то есть, исследования кровеносных сосудов. Мы впервые занялись изучением особенностей механизмов атеросклероза и инфаркта. И название моей научной работы так и осталось - "Роль внеклеточных РНК в кардиоваскулярных образованиях".
В последние три года я занимался изучением того, как внеклеточная РНК выделяется при первичной смерти клеток сердца и увеличивает интенсивность клеточной смерти. Моя научная задача состояла в том, чтобы изучать, каковы молекулярные механизмы развития ишемии, то есть, снижения нормального кровотока, и как можно ее лечить.
Если инфаркт у человека происходит дома, то, пока его доставляют в больницу, в сердце уже происходят необратимые процессы. С помощью экзогенных РНКаз мы можем приостановить протекание этих процессов, не полностью, конечно, но процентов на двадцать. Результаты, полученные нами на культурах клеток, мышах, крысах, мы собираемся использовать при операции на открытом сердце человека. В процессе операции есть отрезок времени, когда аорта закрывается полностью и в сердце происходит глобальная ишемия. При этом внутри сердца накапливается РНК, а другие внутренние органы активируют механизмы защиты от стресса, выделяя особые, еще не исследованные вещества, поступающие в сердце. Механизм, установленный нами, - это и есть вариант защиты сердца через действие РНКаз на РНК.
- Вы с таким чувством рассказываете об этих процессах?
- Да? Это, возможно, потому, что моя научная тема по изучению кардиоваскулярной системы была мотивирована тем, что у отца в 2006 году случился инсульт. Тогда я занимался изучением плесневых фитопатогенных грибов, важных для сельского хозяйства, но ничуть не жалею, что поменял тематику, ведь мои научные изыскания помогут не только члену моей семьи, но и многим другим. Кстати, папа собирается приехать на мою защиту из Мексики.
- На защиту диссертации в Германии или в Казани?
- В Германии, в начале мая, буквально на днях намечена защита - на доктора биологии человека, в области кардиоваскулярной биологии. А в КФУ защита состоится позже, и будет иметь несколько другую тематику - тоже о роли РНКаз, но при предотвращении раковых заболеваний. В частности, на базе бактериальных РНКаз можно разработать новые подходы для лечения аденокарциномы легких.
- Какие дальнейшие планы?
- После защиты я переезжаю в Кембридж, в июне - июле. Группа ученых этого университета под руководством профессора Мартина Бенетта, одного из мировых лидеров по изучению атеросклероза, заинтересовалась моими исследованиями. Мартин Бенетт предложил поработать у него по проекту, который объединяет Англию, Испанию, Германию, Россию (Казань, КФУ), США (Гавайи). Мы подали заявку на грант Британской ассоциации по изучению сердца и выиграли его. Теперь предстоит реализовывать. Мы обязательно будем сотрудничать с КФУ, где уже открыта Open Lab "Маркеры патогенеза и средства таргетной терапии", курируемая профессором Ольгой Николаевной Ильинской, и где мы принимаем непосредственное участие.
- Приятно слышать о вашем стремительном научном старте. Как вы думаете, что ему поспособствовало?
- Моей мечтой в детстве было попасть в один из больших университетов мира - в Стэнфорд, Оксфорд, Кембридж. Сейчас эта мечта осуществляется. В 2003 году я приехал в Россию, боялся холода, боялся всего, но сейчас я осознаю, что фундамент моего нынешнего успеха - это качество образования, полученного в Казани. Оно дало мне основу для того, чтобы продолжить образование дальше. Я стал хорошим исследователем в Германии, под моим началом (главный руководитель проф. Клаус Прайснер) уже защитили свои квалификационные работы два студента.
Своими родителями в науке считаю профессоров Ольгу Ильинскую и Клауса Прайснера. Очень помогли их советы, их участие в моей судьбе и в том, что в настоящее время лидирующие мировые научные группы заинтересовались мной и пригласили принять участие в проектах.
Скажу, что на протяжении научного пути я окружен опытным людьми, благодаря которым и были достигнуты такие высокие результаты. Я хочу передать слова благодарности моим коллегам, которые дали мне возможность освоить различные технологии и методы для моих исследований и научных результатов.
- Спасибо за интервью, Алехандро. Удачи вам и дальнейших успехов на научном поприще!
тоже биолог
06.05.14, 19:50
+3
-1
|
Да я только о единственном предложении в первом абзаце статьи: "работая в рамках проекта "International Research Training Group 1566 Protecting the Heart from Ischemia PROMISE - Защита сердца от ишемии" КФУ и Гиссенского университета им. Ю.Либиха" |
коллега
06.05.14, 18:39
+3
-4
|
Непонятны злобные комментарии. кто-то сидит на своих пятых точках, а кто-то пашет днем и ночью и добивается высот! И что это "этот Фуэнтес" на повестке дня, а не какая-нибудь Мухамедова или Петров - это уже ваша беда. |
Alejandro!
06.05.14, 10:57
+6
-4
|
тоже биолог...eto ochen xorosho y priatno kogda lyiudi zanimayutsa poiskom informatsii shtoby obsuzhdat v komentariev, Vy ochen prav IRTG-1566 formirovan mezhdu Giessen y Barcelona, po xodu raboty y blogodoria prekrasnogo sotrudnichestvo y KFU udalos podkluchitsa, v to vremia kogda ya ezho y byl aspirantom KFU y JLU....v nastoyashee vremia IRTG-1566 kak Graduate School zakanchivaetsa y osovano na opytah poluchenih po resultatam dannogo sotrudnichestvo sformirovan Open-Lab "Маркеры патогенеза и средства таргетной терапии" pod rukovostvom Prof. O.N. Ilinskaya y Prof. K.T. Preissner. |
тоже биолог
06.05.14, 06:37
+6
-2
|
International Research Training Group 1566 Protecting the Heart from Ischemia PROMISE - это проект между Германией и Испанией. КФУ ни при чем. |
БИОЛОГ
05.05.14, 11:34
+5
-4
|
биолог он....Фуентес .... вот и примите его в качестве примера |
биолог
04.05.14, 13:52
+6
-1
|
о, да, этот Фуентос с его подходом добьется высоких званий.... |