31 октября 2014
О проведении выездного заседании УМО классических университетов в ИУЭиФ КФУ

21-23 октября 2014 года на базе ИУЭиФ кафедра экономической теории выступила организатором выездного заседания Научно – методического совета по экономике Учебно – методического объединения МГУ по классическому университетскому образованию. В заседании приняли участие представители 22 – х ведущих университетов Росси, в том числе 5 – ти федеральных университетов, Московского и Санкт – Петербургского университетов.

Заседание было посвящено обсуждению проблем разработки и реализации образовательных программ в сфере экономики, выработке общих позиций по реализации ФГОС  нового поколения для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, организации деятельности учебно – методического объединения,  месте и роли общественной аккредитации, а также актуальным вопросам, связанным с изменениями в образовательном процессе в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

С основным сообщением выступила заместитель декана экономического факультета МГУ по УМО Телешова И.Г. Она отметила, что ФГОС-3+ является не новым стандартом, а новой редакцией ФГОС-3, которая сохраняет все основные его требования. Основой для реализации образовательной деятельности в современных условиях является «Порядок организации и осуществления по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367.

Особое внимание участники заседания уделили проблемам, связанным с модернизацией ФГОС, в частности, основным аспектам концепции    ФГОС-4, которая связана с дальнейшим развитием компетентносного подхода к оценке уровня знаний выпускников всех ступеней высшего образования, рамочного характера стандарта, дающего вузам большую свободу действий, но и повышающего уровень ответственности образовательных учреждений.

В выступлении были отмечены новые тенденции в образовательном процессе, как то, что аспирантура в настоящее время становится третьей ступенью образовательного процесса. Это, в свою очередь, предполагает разработку  требований к структуре программы аспирантуры. Нормативным документом для организации данного процесса является «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259.

В работе УМС приняла участие руководитель научно – методического отдела Института национальных проектов Никишина Е.Н., которая представила промежуточные результаты пилотного исследования по формированию общекультурных компетенций у студентов, входящих в состав УМС МГУ. Исследование показало, что у студентов слабо развиты такие компетенции, как командная работа и сотрудничество, способность работать самостоятельно, понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества, которые являются существенными для работодателей; что у вузов и работодателей разное понимание того, что относится к общекультурным компетенциям и является инструментарием их развития. Было предложено продолжить такую работу в дальнейшем с привлечением студентов более старших курсов. 

По результатам работы были сформированы проблемы, к решению которых необходимо привлечь Министерство образования и науки РФ, а также их региональных подразделений, в частности необходимость создания модели нагрузки преподавателей в условиях трех уровней подготовки специалистов.