28 июня 2012
Теория и методика современного журналистского образования: проблемы диагностики знаний / Под редакцией Е.С. Дорощук

От редактора

Новые парадигмы и подходы к решению стоящих перед российской системой образования педагогических задач включают и вопросы корректировки понятий, связанных с категорией «знание»: что есть полученное знание; каким образом обучающийся определяет для себя важность тех или иных знаний, их значимость для будущей профессиональной деятельности; какие методы и формы подобного определения могут и должны помочь будущему специалисту в данном вопросе; а также проблемы диагностирования знания, приобретаемого студентами современного вуза, степей^ развития их компетентности как показателя готовности к выполнению профессиональных задач разного уровня.Все эти направления в контексте перехода на двухступенчатую систему обучения в российской высшей школе становятся особо актуальными, так как ставят перед педагогическим сообществом задачи, связанные с созданием и внедрением в образовательный процесс новых форм диагностики знаний, полученных студентом.Профессиональное развитие личности - забота многих преподавательских коллективов вузов, привлекающих для активного становления будущего профессионала специалистов из различных областей знаний и деятельности. Они также диагностируют степень готовности выпускника к самостоятельной профессиональной работе. Как показывает опыт отделений журналистики российских университетов, диагностика, ее методы и формы в вузе отличаются от тех, что используют работодатели — профессиональные редакторы и журналисты ведущих СМИ России. Наряду с этим есть и еще один сегмент знаний, который оценивается как специальный даже в контексте такой специализированной подготовки, какой является подготовка журналистов. Этот сегмент связан с коммуникативными возможностями будущих специалистов, он представлен целыми наборами компетенций, определяющимися как социально-коммуникативные компетенции. Особенность опенки данного вида компетенций состоит в том, что работодатель - профессиональный журналист и руководитель (.'МИ - имеет возможность оценить совокупный результат деятельности выпускника вуза, не раскладывая его на составляющие. Л профессия журналиста предполагает наличие многокомпонентного компетентного знания, недаром о журналистах говорят «знает немного обо всем». Поэтому и оценка деятельностных качеств будущего журналиста опирается на представление о нем как об универсальном специалисте. Потом, по истечении определенного срока деятельности, приходит понимание необходимости специализации и знаний «о немногом». Для этого требуется опыт и умение специфицировать свои профессиональные действия в контексте общих требований деятельности журналиста.Приведение к общему знаменателю требований к выпускнику, интеграция форм и способов оценки знаний на основе определения общих целевых и методологических принципов образования будущих журналистов - задача, стоящая сегодня перед всеми вузами, осуществляющими профессиональную подготовку журналистов.На решение этой задачи направлена научная исследовательская работа участников VII традиционной межвузовской научно-методической конференции-семинара «Методика журналистского образования 2011: Журналистское знание: измерение эффективности процесса подготовки будущих журналистов», материалы которой представлены в данном сборнике.

Научный редактор профессор Е. С. Дорощук

Источник информации: ТПЭСМИ