23 сентября 2014
Альбина Абсалямова: "Обидно, что чьи-то имена уходят в небытие"

В пятницу, 19 сентября, в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля состоялась первая из цикла ежемесячных встреч, посвященных памяти татарстанских деятелей культуры-фронтовиков. Встречи организованы в рамках проекта «Вечный человек», курирует который председатель клуба «Династия», поэт, член Союза писателей РТ Альбина Абсалямова. Корреспондент «Казанской Стужурки» встретился с внучкой знаменитого писателя, и узнал, что такое частный музей-квартира и как привить любовь к поэзии.

 - Альбина, вы организатор клуба потомков деятелей культуры «Династия». Как пришла идея создания такого сообщества и что оно из себя представляет?
 -  С раннего детства я не просто росла в "литературной" обстановке, но и общалась с семьями писателей, художников, композиторов. А когда сама стала проводить тематические мероприятия, задумалась о том, что, когда выступает литературоведы, это, конечно, очень интересно, но хочется знать какие-то живые подробности, хочется услышать интересные, живые факты и истории. Так родилась идея встреч с потомками деятелей культуры. Еще работая над концепцией музея татарской литературы (к сожалению, пока он не открылся), я решила, что «фишкой» моих встреч будет участие в них родственников. Это реальные истории, которые звучат из первых уст.


 - Почему клуб называется "Династия"?
 - Такое название выбрано потому, что потомки тоже представляют из себя кое-что ценное, создаются творческие династии - и это здорово. Например, династия Ахуновых насчитывает пять членов Союза писателей РТ.


- Ваш дед – знаковая фигура для татарской литературы. Больше года назад был открыт первый в республике частный музей Абдурахмана Абсалямова. Как сделать музей в квартире?
- С формальной точки зрения это несложно - нужно пройти определенные инстанции, зарегистрировать организацию в Минюсте. Другой вопрос, что это частный музей-квартира. Это личная инициатива, и она не находится под патронажем государства. Мы практически ничего не изменили в квартире, все осталось так, как было при жизни дедушки, и там много его записей, дневников, а также документов , связанных не только с ним, но и со всем его поколением. Именно поэтому полное название музея - "Музей Абдурахмана Абсалямова и его эпохи". Сейчас мы готовимся к выездным выставкам.


 - То есть вы планируете создать передвижной музей, путешествующий по городам?
 - Да, ведь для того, чтобы познакомить с экспозицией всех желающих, квартиры недостаточно. При всем желании всех посетителей она вместить не может. Комфортно расположиться в музее могут до десяти человек. В начале следующего года будет выставка в одном из выставочных залов Музея-заповедника "Казанский Кремль", она будет посвящена и 50-летию романа Абдурахмана Абсалямова «Белые цветы» (кстати, в данный момент его экранизирует компания ТНВ) и 70-летию Победы. Помимо этого выставки будут на его родине в Мордовии и в Москве - именно там он учился в татарской школе им. Нариманова в знаменитом Доме Асадуллаева (сейчас там Татарский культурный центр), а после - в Литературном институте. У нас сохранился чемодан, который прошел с дедушкой всю войну. Когда он вернулся с фронта, и говорил, что «это не простой чемодан – в нем золотые вещи». Чемодан был набит рукописями, дневниками, материалами фронтовых газет: на войне он был и разведчиком, и командиром минометного расчета, и полевым корреспондентом. Вместе с писателем этот чемодан проделал огромный путь от Карелии до Маньчжурии, и мы хотим опять провезти этот чемодан, ну если не до Маньчжурии, то до Карелии точно! Чтобы он через семьдесят лет снова окажется в "местах боевой славы".

2 place - На какие средства вы существуете как клуб? Есть ли материальная поддержка от государства?

 - Особой поддержки нет, но не потому, что никто не хочет. Если бы я обратилась, не думаю, что мне отказали бы. Но мне просто очень нравится этим заниматься, может это альтруистический в чем-то подход, но для меня все эти люди – это не просто имена в учебнике по татарскому языку, а те, кого я знаю с детства, и очень обидно, что чьи-то имена потихоньку уходят в небытие. Хочется , чтобы они были и звучали. Даже у нас сейчас в Союзе писателей гораздо больше беспокоятся о ныне живущих, а о классиках забывают. Я очень рада, что получилось сделать выставку под открытым небом «Вечный человек», которая находится в Кремле. Когда я поделилась этой идей с директором музея-заповедника "Казанский Кремль" Зилей Рахимьяновной Валеевой, она ее с радостью поддержала. Выставку сделали очень быстро. Весь материал, который там есть, я собирала лично в семьях героев, либо в архивах творческих союзов, это союз театральных деятелей, союз художников, союз композиторов и писателей. Родственники писателей сами откликнулись, нашли материалы и были очень рады ими поделиться. Очень многое из того, что там сейчас есть, опубликовано впервые.


- Как-то вы говорили, что «отношение к памяти об известных людях меняется». Что именно вы имели в виду?
 - Три года назад было столетие со дня рождения моего дедушки. В Союзе писателей РТ мне сказали: «Да ну, зачем проводить?» Это бред, такого не должно быть. Про других классиков, чьи имена менее известны, я вообще не говорю. Они как-то отодвигаются в прошлое, и это все очень странно. В последние годы я замечаю, что их все-таки вспоминают, в том числе и за счет нашей работы, и это здорово.


  - Какую роль в вашем становлении как поэта сыграло литобъединение «Белая ворона» и есть ли похожее место, куда сегодня может прийти начинающий поэт?
 - «Белая ворона» существует до сих пор, туда можно до сих пор приходить. Есть и другие литературные общества, например, при музее М. Горького, в Казанском Университете. Вообще, «Белая ворона» - это и школа, и площадка для общения единомышленников. Рада, что в этом году любимому ЛиТо исполнилось уже восемнадцать лет, и крылья "Вороны" все крепнут!


 - Рекомендация от Татьяны Бек – недостаточный повод для поступления в литинститут? С чем связан выбор экономического направления? (Альбина Абсалямова – кандидат экономических наук прим. авт.)
 - Мне на самом деле очень хотелось, но у меня в тот период умер папа, бабушка тяжело болела, и мама не хотела, чтобы я уезжала в Москву. Мой папа, Булат Абдурахманович Абсалямов, был видный экономист, и мама тоже экономист, и был конец девяностых, неспокойное время, тяжелое. Мама уговорила меня пойти учиться на экономиста. Но литература все же пересилила.


- Почему сегодня нельзя заработать писательским трудом и жить поэзией?
 - Писательским, наверное, можно, если ты Борис Акунин... Пока ты не дорос до этого уровня, книжка у тебя выходит в лучшем случае выходит один раз в год. Это при самом благоприятном исходе. Гонорар за одну книжку – тысяч пятьдесят – сто. Ты же не будешь весь год жить на эти деньги? В некоторых издательствах автор сам должен заплатить, чтобы его опубликовали.


- Бытует мнение, что современная молодежь не увлекается поэзией. Мне кажется, что все не так уж плохо. Огромное число молодых людей сейчас пробует писать стихи. Вы как относитесь к этому утверждению?
- Вы знаете, очень разные круги людей. Когда я провожу мероприятия, я вижу тех, кому это интересно, причем не только старшее поколение приходит, и молодежь тоже. Им это все нравится, мы потом и на Фейсбуке все это обсуждаем. Но это одна аудитория. А вот недавно я пришла на классный час в очень хорошей школе. В десятом классе я спрашиваю:
"- Кого вы знаете из деятелей культуры-фронтовиков?
- Ну вот, Тукай, кажется, на войне погиб, Джалиль умер от туберкулеза...
То есть они вообще ничего не знают.
- Ладно, на какой улице вы живете и в честь кого она названа?
- Я живу на улице Островского.
- Хорошо, кто такой Островский?"
Ни один человек в классе не сказал. И вот когда видишь вот это, понимаешь, что здесь одна аудитория, а там-то совсем другая. И я не могу сказать, какая у нас сейчас молодежь, увлекается она литературой или нет, потому что одна ее часть очень увлекается, но другая при этом не знает совсем ничего.


- «Литературные дворики» – выход из положения?
 - Однозначно становится лучше. Знаете, когда этот проект только запустился, я не верила, что это исправит ситуацию. Потом, когда сама стала участником, увидела улыбающихся людей, которые подходят, интересуются, очень порадовалась. Другой вопрос - что дальше? Вот в этот день у них праздник во дворе, здорово все. Продолжится ли этот интерес, я не знаю. Конечно, «Литературные дворики» - это очень хорошо. Да, люди услышали, у них что-то в голове поменялось, они обрадовались, но будет ли эффект в долгосрочной перспективе, сказать сложно.


  - Что с этим всем делать?
 - Мне кажется, что должен быть комплексный подход. Он должен пронизывать все образовательные структуры. Я заметила вот что. Например, я провожу мероприятие, посвященное Аделю Кутую. Пришла группа школьников, значит, какая-то часть что-то узнала про Кутуя. Другая группа пришла на мероприятие по Мусе Джалилю, третья еще куда-то. Нет стандарта. В результате один знает что-то про это, другой что-то про то, а цельной картины нет. Уроки краеведения малоэффективны, потому что нет четкой программы, а во многих школах таких уроков просто нет. Школьники не знают композиторов, художников. А откуда они должны это узнать? Родители сами мало что знают, или у них нет времени... Наши мероприятия очень интересные, но вы же видите, в основном на них приходят люди в возрасте, те, для кого имена тех, о ком идет речь на встречах - это родные, близкие имена (основную аудиторию на первой встрече составили пожилые люди, молодежи не больше десяти человек – прим. автора). Но я верю, что потихоньку картинка будет меняться...


  - Я знаю имена многих татарских писателей, но не читал практически никого. Кого посоветуете?
 - Начать советую с Аделя Кутуя, Абдурахмана Абсалямова (и вовсе не потому, что я его внучка), Мусы Джалиля - это нестареющая классика. Приходите на наши вечера, и вы узнаете много прекрасных имен, познакомитесь с творчеством замечательных авторов - и обязательно полюбите кого-то из них. Не может быть по-другому!

 

Источник информации: Беседовал Колесников Роман