23 апреля 2006
 Международный междисциплинарный образовательный проект: "Молодежь и гражданское общество в России"

Авторы концепции и руководители проекта

О.Донецкая, Казанский университет, доцент кафедры немецкого языка, кандидат педагогических наук

Н.Ланге, лектор Фонда им. Р.Боша в Санкт-Петербургском государственном университете

Участники проекта

Студенты 1-3-го курсов Казанского и Санкт-Петербургского университетов, а также студенты герамнских вузов, находящихся на обучении (практике) в Санкт-Петербургском университете).

Содержательные цели проекта

Основная цель проекта вписывается в общие цели Школы демократической культуры: повышение политико-правовой культуры студентов, высокий уровень демократического сознания, приверженность демократическим идеалам и общечеловеческим ценностям, становление активной жизненной и гражданской позиции, воспитание ответственного отношения к происходящему  в стране, включенность в общественно-политическую жизнь.

Важно: рабочий язык проекта - немецкий. Поэтому вторая главная цель проекта - повышение интереса к немецкому языку, мотивации к его изучению, создание реальной ситуации для испозования немецкого языка.

Конкретные задачи данного проекта:

 – Установление взаимосвязей между развитыми институтами гражданского общества и жизнеспособной демократией;

– Раскрытие значения волонтерства как одной из возможностей приложения сил и способностей молодых людей;

– Анализ деятельности существующих общественных организаций в Санкт-Петербурге и Казани: «Правозащитный центр г. Казани»; общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург), Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» (Санкт-Петербург), Региональная благотворительная общественная организация помощи детям и подросткам «Упасла–цирк» (Санкт-Петербург), «Перспективы» (Санкт-Петербург), «Невский ангел» (Санкт-Петербург), Немецко-Русский обмен (Санкт-Петербург), «ночлежка» (Санкт-Петербург).

Воспитательные и развивающие цели

– Овладение основами проектной работы в гражданском секторе.

– Разработка на основе приобретенного опыта собственного проекта в рамках рабочей концепции, то есть направленного на развитие гражданского общества;

– Приобретение опыта участия в международных студенческих семинарах;

– Повышение уровня дискуссионной культуры участников проекта;

– Развитие языковых компетенций.

Краткое описание проекта

Для реализации проекта использовались различные формы и методы: лекции, доклады, анализ первоисточников, дискуссии, круглые столы, презентации, посещение общественных организаций, интервью, проектная работа, тренинги по развитию дискуссионной культуры, экскурсии, групповая и индивидуальная работа (см. подробнее при описании этапов проекта).

Значительная часть проекта проходила на немецком языке (подготовительные семинары Н.Ланге в Казани, совместные дискуссии в Санкт-Петербурге), поэтому важное место в ходе подготовительного этапа заняла собственно языковая подготовка участников. Еженедельно проходили занятия по немецкому языку, посвященные, главным образом, отработке на базе аутентичных текстов по теме проекта лексического минимума.

   Данный проект поддержан КГУ, СПГУ, Фондом им. Р.Боша, Фондом им. К.Аденауэра, общественной организацией «Немецко-русский обмен», Генеральным консульством ФРГ в Санкт-Петербурге. Проект имеет 4 этапа: организационный  (01 – 09. 2005), подготовительный (10.2005 – 02.2006), основной (02.2006), заключительный (03 – 05.2006). Т.о., он находится на завершающей стадии. Его сущность: на подготовительном этапе для участников проекта параллельно в Казани и Санкт-Петербурге проводятся семинары, на которых они знакомятся с теоретическими основами функционирования гражданского общества и демократического правопорядка, осознают взаимосвязь между развитыми институтами гражданского общества и жизнеспособной демократией. На основном этапе группа казанских студентов выезжает в Санкт-Петербург, чтобы вместе со студентами Санкт-Петербургского университета (как российскими, так и немецкими) познакомиться с деятельностью таких общественных организаций, как правозащитная организация «Гражданский контроль», Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», Региональная благотворительная общественная организация помощи детям и подросткам «Упасла–цирк», «Перспективы», «Невский ангел», Немецко-Русский обмен, «ночлежка». На заключительном этапе участники выдвигают идеи собственных проектов, лучшие из которых будут поддержаны теми же организациями, которые поддержали проект «Что Ты можешь сделать для демократии? Молодежь и гражданское общество в России».

Развитие гражданского общества в России идет недостаточно быстрыми темпами. Готовность граждан – и в особенности молодых – к добровольной общественной деятельности очень низка. Далеко не всеми осознается взаимосвязь между развитыми институтами гражданского общества и жизнеспособной демократией. Как показали проведенные в Казанском государственном университете опросы, большинство студентов (около 95 процентов) не могут без подготовки ответить на такие вопросы, как: что такое гражданское общество, почему демократия невозможна без развитых институтов гражданского общества, в чем проявляется активная гражданская позиция и т.д. Около 80 процентов студентов считают, что добровольная общественная работа граждан является признаком социалистического общества и бессмысленно ожидать активности в этой сфере в условиях рыночной экономики.

Если человек оказывается вне структур гражданского общества, то у него нет основы для формирования устойчивой системы политических взглядов и позиций. Напротив, активное участие индивидов в деятельности социальных микроструктур гражданского общества не только создает реальную основу демократического местного управления, но и базис для развертывания процесса политического самовоспитания, который способен привести к утверждению демократической культуры, побуждающей граждан к восприятию политики как естественной сферы личной заинтересованности и приложения собственных сил.

Это был первый проект, проведенный совместно с другими организациями (в частности, с Санкт-Петербургским университетом). Впервые также состав участников был интернациональным. Развивающий потенциал проекта оценивается как очень высокий: чрезвычайно важен опыт участия в дискуссиях со сверстниками из других вузов и из других стран. К тому же, некоторые участники впервые обсуждали серьезные вопросы на иностранном языке в неучебной ситуации.  Глубина затрагиваемых проблем, знакомство с яркими личностями, новое видение ситуации привели в переоценке многих позиций, выработке нового отношения к ним.

Этапы проекта Организационный

Разработка концепции проекта; поиск организаций, готовых оказать финансовую поддержку проекту; подача заявок в соответствующие фонды и организации; ожидание ответа; реклама проекта; привлечение участников; подготовка учебных материалов и ридеров.

Подготовительный

По два раза в неделю в Казани и Санкт-Петербурге параллельно проходили семинары по различным проблемам развития гражданского общества и демократии (доклады, дискуссии, встречи с общественными деятелями, анализ первоисточников, творческие задания) и тренинги по развитию дискуссионной культуры (на русском и на немецком языках). Примеры анализируемых текстов:

Meyer, G.; Dovermann, U.; Fech, S.; Gugel, G.: Zivilcourage lernen. Analysen – Modelle – Arbeitshilfen. - Bonn: BPB, 2004.

Klein, A.: Der Diskurs der Zivilgesellschaft. – Opladen, 2001.

Themenblaetter im Unterricht: Jugendbeteiligung in der Demokratie. – 2004. – № 38.

Февраль 2006: трехдневный блок-семинар в Казани, проведенный лектором из Санкт-Петербурга (стипендиат Фонда им. Р.Боша в Санкт-Петербургском университете Н.Ланге)

Основной

На этом этапе группа казанских студентов поехала в Санкт-Петербург для проведения конференции, в которой приняли участие студенты Санкт-Петербургского университетов, немецкие стипендиаты, члены общественных и волонтерских организаций.

  1. В первый день в ходе групповой работы были разработаны вопросы для посещения общественных организаций, были образованы смешанные группы, которые на следующий день отправились в общественные организации. Студенты посетили правозащитную организацию «Гражданский контроль», Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», Региональную благотворительную общественную организацию помощи детям и подросткам «Упасла–цирк», а также организации «Перспективы», «Невский ангел», Немецко-Русский обмен, «ночлежка». Третий день был посвящен обмену впечатлениями и анализу деятельности общественных организаций. Группы представили свои результаты.  В последний день пребывания в Санкт-Петербурге состоялась подиум-дискуссия с представителями общественных организаций города.

Культурная программа включала экскурсии по города, а также посещение музея политической истории.

Заключительный этап

После аналитической фазы студенты разработали концепции собственных проектов, лучшие из которых были поддержаны теми же организациями, которые поддержали «основной» проект. Результаты проекта были освещены в газете «Казанский университет» (статья написана участницей проекта О.Ившиной).

Из газеты "Казанский университет"

Презентация проекта

 

Источник информации: Немецкий центр ОНиК