18 июня 2012
Мониторинговое исследование школьников

Второй год подряд КФУ принимает участие в одном из крупнейших образовательных проектов Министерства образования и науки РТ – «Мониторинговое исследование в 6-8 и 10 классах».

Суть проекта заключается в том, что в конце года проводится Минобрнауки РТ срез знаний. Мониторинг очень масштабный и сложный. Ответственным исполнителем данного проекта от Казанского университета выступает Учебно-методический центр тестирования и подготовки к ЕГЭ при технической поддержке Департамента информатизации и связи КФУ.

В мониторинге 2012 года участвовало более 90 тысяч школьников из 1330 школ Республики Татарстан. Особенностью исследования является то, что в нем задействованы практически все школы Татарстана, включая сельские. Обязательным условием было подключение к Интернету. Чтобы получить полное представление об уровне подготовки школьников, данный проект предусматривал проведение тестирования в режиме онлайн в 8 и 10 классах по 13 основным предметам школьной программы, а в 6 классах – по 8 предметам. Кроме учеников, в проекте участвовали более 20 тысяч учителей, 13500 из которых подали заявки на грант «Учитель-исследователь», поддерживающий  инновационную деятельность татарстанских педагогов.

Задания составлялись таким образом, чтобы учитывать разные уровни учебных программ (например, базовый, профильный). В составлении заданий по всем направлениям участвовали специалисты КФУ и Института развития образования с привлечением ведущих учителей-методистов Казани.

Немного статистики. Только представьте, по всем параллелям для школьников было подготовлено 8500 тестовых заданий! Менее чем за три недели, с 12 по 30 мая, был проведен сам мониторинг. В этот период ежедневно свои знания проверяли от 12 до 25 тысяч школьников. За 18 дней удалось получить 315678 (!) письменных работ, над которыми корпели 90674 учащихся. Обязательными предметами были математика и русский язык, остальные – по заявкам учителей.

Достоинство данного проекта, по словам директора УМЦ КФУ Сергея Ионенко заключается в том, что в режиме онлайн ученики получают подробный отчет о выполненных заданиях, а также оценку этих тестов. А каждый учитель, работая в социально образовательной сети федерального вуза, обретает ценную информацию об университетских проектах. Все это позволяет одновременно выстроить рейтинг учителей по результатам проведенного тестирования школьников. Таким образом, можно «увидеть» плоды деятельности каждого конкретного педагога по Республике Татарстан.

Тестирование показало, что есть прямая корреляция между результатами ЕГЭ и мониторинга. Более слабые знания у школьников по истории, обществознанию, литературе и географии. Мониторинговое исследование – это серьезный этап к подготовке к ЕГЭ и ГИА, ведь в нем участвуют практически все школьники. Более высокие результаты у 10 классов, несколько ниже у 6-8 классов. Это связано с тем, что у десятиклассников большая мотивация к учебе, к тому же они в 9 классе сдавали ГИА и уже готовятся к ЕГЭ.

Специалисты Учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ уже с 2006 года разрабатывают такие технологии, и результат их работы – это успешная деятельность социально-образовательной сети «Буду студентом», через которую осуществляется данный мониторинг. В сети зарегистрированы и активно работают почти 300 тысяч школьников и более 20 тысяч учителей. «Среди российских вузов КФУ, безусловно, является пионером в таких масштабных проектах для школьников. Большим плюсом стало то, что уже с 6 класса дети работают на портале КФУ. Тем самым наш вуз привлекает к взаимодействию будущих абитуриентов со среднего звена школы, охватывая всех учащихся Республики Татарстан.  Образовательные проекты КФУ рассчитаны на возрастные группы школьников -  6, 8, 10 классов.  Кроме того, в 9 и 11 классах ведется подготовка к ГИА, ЕГЭ и ЕРЭ по татарскому языку и литературе», - отметил Сергей Ионенко.

Источник информации: Пресс-центр