12 сентября 2014
В КФУ состоялось заседание Пленума учебно-методического совета министерства образования и науки

Сегодня, 12 сентября, в КФУ состоялось заседание Пленума учебно-методического совета министерства образования и науки по направлениям "История" и "История искусств".

Помимо этого, сегодня состоялось заседание Президиума Пленума, прошедшее за закрытыми дверями. Мероприятия, приуроченные к ряду знаковых дат (210-летию Казанского университета, 210-летию преподавания истории в Казанском университете и 80-летию возобновления исторического образования в Казани), были организованы на базе нашего вуза по инициативе Института международных отношений, истории и востоковедения (ИМОИиВ).

Заседание Пленума открыл директор ИМОИиВ Рамиль Хайрутдинов. Он рассказал собравшимся о переменах, произошедших в последнее время в системе образования в Татарстане и Казанском университете. В частности, речь зашла об изменении структуры ИМОИиВ, которое связано с объединением ряда кафедр. Рамиль Равилович обозначил, что, несмотря на такую реорганизацию, Казанская историческая школа, вопреки опасениям, не пришла в упадок, а продолжает успешно развиваться. На сегодняшний день удалось в полном объёме сохранить преподавательский состав Института, избежав массовых сокращений за счёт увеличения количества мест на коммерческом отделении.

Отметил Рамиль Равилович и тот факт, что развитие исторического направления научной деятельности на базе КФУ активно поддерживается руководством университета и правительством Республики Татарстан. Благоприятные изменения в облике города, произошедшие за последние годы, во многом были обусловлены работой казанских историков.

В свою очередь, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов в своем выступлении подчеркнул, что наличие у КФУ хорошо прописанной, ясной программы развития не может не радовать. По мнению Сергея Павловича, процесс укрупнения вузов, институтов и кафедр с сопутствующим сокращением преподавателей ведёт к исчезновению научных школ. Казанскому университету удалось избежать этого.

Вопрос о размывании научной деятельности вследствие сокращения преподавательского состава был вынесен и на повестку дня. Сергей Павлович заметил, что система соотношения количества преподавателей и количества студентов не может быть универсальной для всех направлений подготовки. Кроме того, есть и еще одна проблема, связанная с нормативными показателями. Речь идет об уровне нагрузки преподавателей. Дело в том, что старые нормы, разработанные еще во времена СССР, сейчас никем не выдерживаются, а новые показатели пока не выработаны. Сергей Карпов обозначил, что учебно-методическое объединение могло бы взять на себя обязанность по разработке подобного регламента.

Главной же темой заседания стал вопрос о реформировании структуры УМО. Предварительно можно обозначить, что УМО примет форму координационного совета, разделенного на 9 областей образования, все гуманитарные науки будут отнесены к одной области. Во главе каждого такого подразделения будет стоять ректор российского вуза, имеющий профильное образование. При этом область будет делиться на секции.  По словам Сергея Павловича, суть работы учебно-методического объединения в целом не изменится, кризисный момент, когда поднимался вопрос о дальнейшем существовании УМО, остался в прошлом. Однако теперь перед членами объединения стоит задача сохранить за собой две основные функции: разработку стандартов и программ образования, а также лицензирование последних.

Обсуждались на заседании и моменты, касающиеся сокращения количества диссертационных советов в нашей стране. Сергей Павлович выступил с предложением предоставить университетам право создавать на базе вуза собственный диссертационный совет. При этом, по его мнению, необходимо изменить форму защиты диссертаций, сделав ее двухступенчатой, как это принято за рубежом. Первоначально человек будет представлять свою работу немногочисленному жюри, в состав которого войдут его научный руководитель, два представителя диссертационного совета, два приглашенных специалиста. В процессе первого этапа защиты будет происходить подробное обсуждение научного труда, изучение всех этапов проведенного исследования. В случае одобрения работы, она будет допускаться к защите на заседании диссертационного совета, в ходе которого  будут представляться лишь основные ее моменты. Это позволит более тщательно проверять знания кандидата на присвоение ученой степени в выбранной научной области, а также избавит от необходимости набирать каждый раз кворум.

Среди прочих тем для обсуждения был обмен опытом в области реализации программ магистратуры и вопросы о проведении олимпиад на базе университетов.

Источник информации: Алина Искандерова, фото Влада Михневского, Пресс-центр