14 августа 2014
Линар Ахметов, профессор Елабужского института КФУ: "В региональном профобразовании грядут большие перемены"

12 августа в Елабуге обсудили вопросы профессионального образования в Республике Татарстан. Международный форум под темой «Развитие профессионального образования для промышленного роста Республики Татарстан» проходил в рамках республиканского августовского совещания работников образования и науки, которое, напомним, состоится 15 августа в Богатых Сабах под темой: «Татарстан: Образование инновационного региона».

В елабужском форуме было организовано 3 дискуссионные площадки, участие в которых приняли и преподаватели Елабужского института КФУ: Файруза Сабирова, Линар Ахметов, Ирек Файзрахманов и Евгений Белов.

Мы попросили участников прокомментировать работу и результаты этого форума.

Линар Ахметов, профессор, доктор педагогических наук:

«Я участвовал в работе круглого стола по теме «Профессиональное образование как инвестиционный проект». Было озвучено восемь интересных докладов; в конце заседания участники выявили пять основных источников финансирования.

Во-первых, это те образовательные программы, которые предлагают обучающимся на договорной основе. По статистике родители на ребенка в год тратят около 20-30 тысяч денег. Вот эти средства нужно вовлечь в образовательные учреждения. Во-вторых - это средства работодателей различные предприятия-работодатели. Для того, чтобы они инвестировали в образовательное учреждения надо прийти в учреждение со своим бизнес-планом и доказать, какую выгоду они получат от сотрудничества с учебными заведениями. В-третьих, предпринимательская деятельность учебных заведений через малые инновационные предприятия. В-четвёртых, участие в грантах. И наконец, в пятых, это добровольные пожертвования бизнес сообществ, родителей выпускников образовательных учреждений.

Эти предложения были вынесены в итоговую резолюцию, которая и будет представлена в Богатых Сабах. Уверен, если документ будет принят и войдёт в основу какого-нибудь законопроекта, в региональном профобразовании грядут большие перемены.»

Ирек Файзрахманов, старший преподаватель, кандидат педагогических наук:

«На круглом столе «Привлечение предприятий к модернизации образовательного процесса: практика реализации дуального обучения» обсуждались вопросы организации работы по подготовке рабочих кадров и специалистов на базе СП «Форд Соллерс», внедрения инновационной практико-ориентированной модели подготовки и повышения квалификации кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей, использования адресного подхода к развитию профессионального образования и другие вопросы.

Особое внимание уделялось проблемам  эффективности дуальной системы обучения, которая предусматривает сочетание обучения в учебном заведении без отрыва от производственной деятельности. Данная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании студентов.

В то же время руководители предприятий отметили нехватку квалифицированных рабочих и пожелали тесно сотрудничать с образовательными учреждениями.»

Евгений Белов, старший преподаватель, аспирант:

«Одна из дискуссий развернулась в ходе работы круглого стола «Инновационные модели профессиональной ориентации: опыт высшего и профессионального образования».

Как историк и экономист, вкратце раскрою истоки проблемы.

В СССР существовала широкая государственная программа профессиональной ориентации. Однако в 1990-е годы школьная профориентация была почти разрушена. В связи с переходом от плановой экономической модели к рыночной экономике, государство отказалось от гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан. Это вело к появлению безработицы, для профилактики и борьбы с которой была создана государственная служба занятости. В 1991 году вышел Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в котором школьная профориентация не запрещалась, но она из школы фактически переводилась в службы занятости.

С тех лет и до относительно недавнего времени, внимание правительства сосредотачивалось, в основном, на содействии трудоустройству граждан, а профориентационная работа с подрастающим поколением приняла примитивные формы на уровне анкетирования школьников с целью выявления психотипа личности и вынесения рекомендаций о профессиональной пригодности.

Вот эти проблемы, собственно, и обсуждали. И хотя, на мой взгляд, название круглого стола «Инновационные модели профессиональной ориентации: опыт высшего и профессионального образования» не вполне соответствует реальной действительности (потому что нужно признать, что никакой профориентации в полном смысле этого понятия сейчас в школе не существует, поэтому о каких инновациях может идти речь?) на заседании круглого стола было озвучено несколько интересных докладов, на мой взгляд. В частности, доклады проректора КНИТУ Любови Овсиенко, проректора КГЭУ Александра Лентьева и завлабораторией Института развития образования РТ Ризиды Ахметшиной.

По итогам круглого стола так же была составлена резолюция с предложениями в адрес правительства РТ. И вот здесь, считаю, Елабужский институт должен включиться в работу по ряду предложений. Кому ещё как не нам, сотрудникам педагогического вуза, развивать направление школьной профориентации? Ресурсов, опыта и возможностей у нас для этого предостаточно!»

Источник информации: пресс-центр Елабужского института КФУ