13 августа 2014
Международный фестиваль школьных учителей в Елабужском институте КФУ: день третий

Поделиться своим опытом с участниками фестиваля приехала профессор, доктор педагогических наук Наталья Андреева. Тема ее мастер-класса – «Мотивация в активном обучении школьников на уроке биологии». Лекцию Наталья Андреева начала с разделения слушателей на группы. Каждой группе было дано задание: из списка предложенных терминов выбрать три и сообща составить предложение, соответствующее любой педагогической задаче. Как оказалось, все указанные термины (мотивация, обсуждение в группах, гипотеза) непосредственно связаны с сегодняшним мастер-классом. Ведь у каждого участника на данном занятии была и мотивация, и выдвинутая ими гипотеза и живое обсуждение в группах.

Кроме того, в этот же день психолог-методист центра психологического сопровождения образования «Точка пси» Татьяна Меркулова познакомила участников Международного фестиваля школьных учителей с мониторингом развития универсальных учебных действий в начальной школе и диагностическим комплектом "Учимся учиться и действовать". Встреча началась с небольшой тематической разминки, где педагогам предлагалось представить, что с помощью тонометра и мерных ложек проводятся измерения образовательных результатов. В итоге были предложены различные ситуации, в которых возможно использование данных приборов.

Очередной мастер-класс для учителей провел доктор физико-математических наук Джанжай Йингпраюн. С самых первых минут выступления лектор из Таиланда сумел заинтересовать всех слушателей и объяснить, что самое главное в изучении физики - быть любопытным и уметь наблюдать. Во время своего мастер-класса «Как увлечь школьника физикой?» доктор физико-математических наук, вице-президент Интернационального колледжа при Университете Суан Сунанда Раджабат Джанжай Йингпраюн поделился с участниками Международного фестиваля школьных учителей своим методическим опытом повышения активности учащихся во время уроков физики, методами создания мотивационной среды, позволяющей вовлечь школьников в учебный процесс. На простых и понятных примерах в занимательной форме он продемонстрировал многочисленные физические эксперименты, связанные с самыми различными областями физики: термодинамикой, оптикой, реактивными силами, эффектом Доплера. Все эксперименты очень похожи на фокусы, но, несмотря на это, имеют точное научное объяснение.

Еще одним интересным занятием стал мастер-класс профессора Факультета образования университета Хайфы Марка Лейкина. На данной встрече участники Фестиваля вместе с профессором говорили о детях с трудностями в обучении, обсудили классификации и направления работы. Такие дети (children with Learning Disabilities) составляют особую группу, которая характеризуется значительными и трудно устранимыми проблемами в разных областях. Все эти области неестественны (арифметика, чтение, языки), к естественным же областям относятся процессы говорения и понимания. Существует три области трудностей в обучении: проблемы, связанные с арифметикой, имеются трудности в чтении, дефицит внимания. Следует помнить о том, что речь идет о детях с сохраненным интеллектом. Это совершенно нормальные люди. Не стоит забывать, что есть дети с проблемами, а есть дети, не желающие учиться.

Свой второй мастер-класс провела доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики технического университета в городе Дрезден Юлия Койнова-Цёльнер. На повестке дня обсуждались вопросы, интересующие каждого школьного учителя. «Большинство неудач педагога от того, что он не замечает и не старается понять чувства и эмоции ученика», - утверждает доктор философских наук. «На каких фазах урока и как учитель мотивирует учеников и активизирует их к самостоятельному обучению?» - задала вопрос участникам лекции Юлия Койнова-Цёльнер. Обсуждение прошло в группах, на которые участники предварительно разделились. Также Юлия Койнова-Цёльнер рассказала своим коллегам о том, что часто на уроке фазы работы и отдыха сформулированы неправильно. «Нужно чередовать виды деятельности» - утверждает педагог.

Но участники фестиваля не только посещали различные мастер-классы, но и культурно просвещались – посмотрели спектакль «Очень простая история». Данный спектакль был поставлен русским драматическим театром «Мастеровые», который приехал по приглашению Елабужского института КФУ из Набережных Челнов. Спектакль никого не оставил равнодушным. Некоторым было очень тяжело сдержать слезы, а другие и не пытались их скрыть. После постановки восторженные зрители аплодировали актерам еще минут 10. Мероприятие очень сблизило участников, им нашлось, что обсудить после.

Завершился же третий день Международного фестиваля школьных учителей сабантуем, на котором с творческими номерами выступили сами участники форума. Как же приятно осознавать, что школьные учителя не только умные и креативные, а в этом мы смогли убедиться на примерах их участия в мастер-классах, которые проходят в Елабужском институте КФУ в рамках V Международного фестиваля школьных учителей. Кто-то с легкостью выводит па различных народных танцев, другой учитель сочинил объемное стихотворение о Фестивале школьных учителей, а некоторые очень красиво поют. Вечер талантов был устроен на главной площади перед зданием института вечером 13 августа. Помимо творческих номеров ведущим праздника Маратом Масалимовым было устроено множество разнообразных конкурсов. Кто бы мог подумать, что исполнение песен со сцены может быть таким смешным – правда, если за это дело берутся учителя, то сомневаться в креативности подхода не стоит! А вот танцевальный конкурс прошел на ура: участники поделились на пять команд, и каждая группа выполняла танцевальные движения под музыку. Закончился веселый вечер ближе к 23:00, а его участники и наблюдатели остались очень довольны.